Преданные и обманутые

ОТЕЦ ПАФНУТИЙ

Слова пресс-секретаря патриарха священника Александра Волкова «тема пенсий все же не лежит в прямой проекции церковного участия» достойны того, чтобы стать мемом. Это универсальный ответ на любые вопросы, проблемы и претензии: «Что, у вас многодетная семья и нечем платить за квартиру? Сын-инвалид не может получить льготные лекарства? Незаконно посадили вашего мужа? Не можете найти работу? Едите выброшенную магазином „просрочку“, потому что маленькая пенсия? Извините, это не лежит в прямой проекции церковного участия».

Впрочем, сам шеф пресс-секретаря любит порассуждать на тему социальной справедливости: «Необходимо развивать экономику на основе свободного рынка, но одновременно заботиться о социальной справедливости, и здесь, конечно, очень важна роль государства. И нам кажется, что государство никогда не должно отказываться от этих своих функций, как не может отказаться от требования справедливости Церковь».

Правда, чаще всего патриарх с подобными поучениями любит обращаться к зарубежной аудитории. Как к президенту Гватемалы в вышеприведенной цитате. А вот он поучает премьер-министра Греции Алексиса Ципраса:«Я очень надеюсь, что Вы и ваше правительство во имя блага греческого народа будете делать все для того, чтобы, развивая идею социальной справедливости, поддерживать и сохранять духовные и нравственные основы жизни вашего народа… Если Церковь перестает настаивать на необходимости социальной справедливости, то отступает от своих очень важных принципов».

А для собственного народа — не лежит. Конечно, слова Волкова — пример просто феерической лжи, очевидной многим. Когда говорят, что Церковь срослась с государством, — это неправда. Сращивание подразумевает некое равенство, равнозначность. Церковное же священноначалие выставляет Церковь в роли лакея, стоящего у барского стола и шаркающего ножкой с угодливой улыбочкой: «Чего еще изволите-с?» Я подозреваю, что впереди нас ждут еще более постыдные заявления. Чем более будет ухудшаться ситуация в стране, тем ревностнее нужно будет оправдывать действия властей, малодушно и трусливо позорясь в глазах общества, растрачивая последний авторитет и доверие простых людей, только бы не лишиться благорасположения кесаря.

И все это даже невзирая на то, что замысливаемая реформа бьет в первую очередь по самой РПЦ. Основная доля ее прихожан — это люди пенсионного и предпенсионного возрастов. Многие пришли с надеждой на то, что в церкви они найдут попираемую в мире справедливость и милосердие. Не раз их обманывало государство, бросало самых слабых и беззащитных на произвол. Они несут свою нелегкую копейку от нищенских пенсий или зарплат (каково в России 50-летней женщине найти работу и не попасть под очередное сокращение), умудряясь еще помогать детям и внукам, экономя на своем куске хлеба. И теперь от них отрекается и Церковь: «Ваши проблемы, дорогие верующие, нас, ваших отцов духовных, не касаются. Отдал лепту — свободен». Люди уходят, когда они понимают, что их просто обманывали, используя их деньги и силы ради личной выгоды под велеречивой вывеской «на благо Церкви и во славу Божию».

Холеные и круглые, как рождественские поросятки, эти апологеты и дальше будут вещать про социальную справедливость, милосердие, нестяжательность и воздержание, устраивая истерики по поводу оскорбления чувств верующих и информационной войны против церкви, поминутно оглядываясь на власть с тем же вопросом: «Чего изволите-с еще?» Не замечая, как все глубже разверзается бездна между РПЦ и народом. И когда уж не останется никакой опоры, она снова рухнет в нее, увлекая за собой и обрекая на страдания в том числе и тех ревностных, честных и трудолюбивых священников и мирян, которые просто когда-то промолчали, когда от их лица вещали все эти бесконечные благочестивые вруны.

Рисунок Вячеслава Полухина