Сегодня РПЦ превращается в бездушную железку

АНДРЕЙ ЧИВИЛЬДЕЕВ

Очередной текст из нашего проекта «Анкета молодого мирянина». Автор пишет под своим именем.

***

Расскажите немного о себе.

Мне почти 19, в настоящее время я студент медицинского университета.

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

В Церкви я нахожусь практически всю свою сознательную жизнь, однако было несколько перерывов в моей церковной жизни по различным причинам. Впервые после крещения я оказался в храме благодаря своему деду, который, впрочем, не отличался религиозностью. До сих пор в памяти сохранился следующий эпизод: я спросил у священника, почему к некоторой церковной утвари нельзя прикасаться всем, а в ответ услышал, что «так положено». Этой фразой я долго объяснял сам себе нелогичные вещи в Церкви (ту же утреню вечером, а вечерню утром). С дедом в храме мы были вместе еще пару раз, а затем я начал ходить сам почти каждое воскресенье. Вскоре настоятель нашего маленького сельского храма в приспособленном помещении предложил помогать в алтаре. Предложение я принял, и с того времени (примерно 1–2 класс) моя церковная жизнь проходит по ту сторону алтарной преграды.

Иногда я жалею, что не пережил крещение в сознательном возрасте. Думаю, это здорово — приступить к Таинству осознанно, а не крича на весь храм и кусая священника.

Конечно, ответить на вопрос о том, какой мне представлялась Церковь со стороны, я не смогу в силу описанного выше. Но иногда мне кажется, что, будь я сейчас неверующим, вряд ли бы пришел в православие, взглянув со стороны на Церковь.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Недостатков до определенного возраста не видел. Точнее, заставлял себя делать это, начитавшись «духовной» литературы. Тут стоит отметить, что приход у нас был крайне маленький, практически одни старушки, потому мы просто собирались на Литургии и другие службы, без каких-либо церковных интриг и прочего. И у настоятеля определенно были достоинства в плане стойкости и терпимости на выбранном пути. Особого дохода наш приход не давал, а жил настоятель достаточно далеко от храма. В недостатки отнесу его любовь говорить о собственных взглядах на политику с амвона. Ну, и необразованность тоже, увы…

В воцерковлении мне помогли родители, но весьма оригинальным способом. Моя семья не отличается религиозностью, мы отмечаем церковные праздники, но родители бывают в храме 1–2 в год. Потому, когда я ударился в религиозность, это, конечно же, напугало родителей. Они установили определенный лимит на посещение служб (это были воскресные Литургии и всенощные бдения праздничных служб). Сейчас я за это им благодарен, как и за то, что отговорили от поступления в семинарию. Хотя настоятель считал, что я прихожу редко, и постоянно говорил со мной по этому поводу.

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

За свою жизнь я сменил всего три прихода. О первом я рассказал, второй приход — это большой монастырь, куда я стал ходить после поступления в вуз, но не почувствовал там ничего живого и вскоре ушел оттуда на третий приход. Он тоже маленький, домовая церковь, где и нахожусь до настоящего момента. Священники, с которыми я знаком, заботятся о прихожанах в меру своих возможностей. Не могу привести примеров «глубокого» попечения.

Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли вам результаты их работы?

Из разговоров слышу о все более растущей бюрократии, а иногда и вовсе о маразме в РПЦ (такие выводы я делаю сам, это субъективное мнение, конечно же, но основано на реально происходящих вещах). Потому о функционировании епархиальных отделов (да и других церковных структур) у меня складывается отрицательное представление. Но отмечу, что я не хочу иметь дел с этими самыми структурами. Я вполне счастлив, что приход удивительно адекватный, тепло меня принял, что я имею возможность причащаться за каждой Литургией без обязательной исповеди (и много другого хорошего). Очень редко бываю в других храмах, так как не вижу смысла находиться вне своего прихода, потому о жизни других общин знаю не много. Думаю, что везде более или менее одинаковая ситуация, разве что есть приходы с хорошим доходом, а есть те, где едва концы с концами сводят. Кстати говоря, всегда удивлялся такой несправедливости. Почему бы не распределять доходы епархии между храмами с учетом их потребностей. Я понимаю, что содержать огромный храм достаточно дорого, но ведь и доход хороший. Можно и поделиться с более бедными приходами…

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

Нет, не посещаю. На нашем приходе молодежи немного, актив храма составляют люди гораздо старше меня, но с ними легко было найти общий язык. Мне достаточно общения в храме, где и обсуждаем жизненные и острые вопросы. Да и нет особого желания посещать именно молодежные объединения. За годы в Церкви меня начало тошнить от елейности и псевдодуховности, которые часто встречались. Хочется адекватности, здравых мыслей. Сейчас это все есть.

Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование, приобрести профессию?

Нет, нет и нет. В современной РПЦ я не вижу себя ни священником, ни монахом. Меня гораздо больше привлекает моя будущая профессия, которую я очень люблю. Я хотел бы заниматься и научной деятельностью, но так, чтобы христианство и Христос пронизывали мою жизнь, мои дела, мои достижения. В свободное время я люблю почитать что-то на богословскую либо философскую тематику в сообществах ВКонтакте. К сожалению, времени на чтение полноценных сочинений великих мыслителей и отцов Церкви сейчас нет.

Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?

Да, актуальна. По моим ощущениям, в РПЦ становится все меньше свободы. Я думаю, что патриарх, как и любой епископ, должны быть, во-первых, неким примером жизни, а во-вторых, отцом — заботливым и добрым. А от сегодняшней системы у меня сложилось впечатление, что «верх» интересуется только деньгами. Да, и чтобы на бумаге все было красиво и с цифрами порядок. А на остальное плевать. В то же время, в РПЦ есть и достойные епископы, но таких знаю крайне мало. Сегодня РПЦ превращается в железку — бездушную, отвратительную, давящую все на своем пути. Я был бы очень рад, если бы этот курс сменился.

Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?

Ближайшее будущее мне вполне понятно, я планирую находиться в том же приходе, где и сейчас. Сказать, что будет через 10 лет, гораздо сложнее. Есть вероятность, что после окончания вуза мне придется уехать в другой город. Найду ли я там адекватность — большой вопрос. В последние годы я стал интересоваться католичеством и западным православием. В моей речи редко встречается слово «православие», на самом деле. Предпочитаю говорить «христианство». Я осознаю, что в католической Церкви тоже есть масса проблем. Но первое впечатление от посещения Месс весьма приятное. Я не исключаю возможности перехода в католичество. Либо переезд в Европу и поиск западнообрядного православного прихода. Очень жаль, что вот уже почти 1000 лет христиане не могут примириться…

Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

Да, портал читаю практически каждый день по пути на учебу, если есть время, либо вечером за чашкой чая. К редакционной политике претензий абсолютно никаких. Здесь чувствуется живое, настоящее. Очень нравятся тексты людей, которые работали в структурах РПЦ и теперь делятся этим в интересной форме. Отторжения не вызвал ни один текст, я осознаю, что людям свойственно думать по-разному, и это нормально и прекрасно, а если я не согласен, то это мои проблемы, я всегда могу нажать крестик на вкладке и прекратить чтение. Другое дело, что бывают просто мне не совсем интересные тексты, но таких крайне мало.