Башкиры, друзья, боги и жизнь.

1 May 2019

Аврамические религии настаивают на том, что некогда существовало непорочное зачатие. Господь сказал "Будь" и оно есть. Какой разумный человек может поверить, что существовало непорочное зачатие во времена, когда еще ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) не было изобретено. Очень тяжело поверить в существование такого. И это вызывает недоверие к религии, ослабляет веру в бога. Как же быть, в таком случае, кому верить: действительности или в Писание? Попытаемся проследить путь появления истории о непорочном зачатии, оплодотворении духом или даже богом. Рассмотрим кто есть дух и бог, происхождение данных терминов.

Непорочное зачатие присутствует в др.греческой мифологии. Гея или др.-греч. Γῆ, Γᾶ - жи, ға, лат. Теллус, Теллура, Терра — богиня земли и сама Земля (почва), возникшая после первоначального Хаоса. Является старшей сестрой Тартара и Талассы. По сюжету, Жи (Ға) вначале родила сама из себя звездное небо — Урана, затем высокие горы и, наконец, широкое и глубокое море — Понт. Вот это и есть непорочное зачатие. Когда Уран воцарился в мире, Жи стала его женой и подарила ему двенадцать потомков. Ими были титаны Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос и титаниды Тейя, Рея, Мнемосина, Феба, Фемида и Тефида. Одноглазыми великанами были киклоп (циклопы) (Бронт, Стероп и Арг) и еще трое пятидесятиголовых и сторуких великанов — гекатонхейры (Котт, Бриарей и Гиес, или Гиг). Из всего семейства к башкирам имеет отношение Арг, др.греч. Ἄργης - Сияющий. Два его брата носят имена Громовой и Сверкающий - гром и молнии. Производное имени Ἄργης
- Аргус, неусыпный страж, также носил прозвище "всевидящий", в др.герч. "Паноптес", по башкирски Энкуҙ ( Иглоглазый) либо Аңкуҙ (глаз подсознания, третий глаз). Но Аңкуҙ - обладатель предвидения, предсказатель, тогда как Энкуҙ - всюду проникающий взгляд. И Аңкуҙ и Энкуҙ различаются. Обычное прозвище детей энкуҙ, в том, плане, что не было возможности спрятать от них сладости. А также так звали соседей, в этом случае сосед в башкирском языке курше, происходит от основы кур - видь, видеть и курше буквально куреусе - видящий. Сравн. с ҡараусы - зритель, присматривающий, тот, кто смотрит. И куҙәй, куҙәтә - присматривает, термин, от которого произошло название башкир племени куҙәй.

Из римской мифологии. Аргус был любимцем Юноны и она попросила сторожить Ио, превратив ту в корову. Юпитер, подговорил Меркурия выкрасть Ио, т.к. был влюблен нее и желал обладать ею. Захватив с собой несколько маковых головок, Меркурий подошел к Аргусу и предложил рассказать ему сказки, чтобы скоротать время. Всем было известно, что Меркурий – прекрасный рассказчик, и Аргус с радостью согласился, но Меркурий стал рассказывать такие длинные и неинтересные сказки, что Аргус вскоре закрыл половину своих глаз и крепко уснул. Продолжая говорить все тем же монотонным голосом, Меркурий осторожно вытряс мак на голову великана, и вскоре все его глаза закрылись – он погрузился в сон. Тогда Меркурий схватил меч и одним ударом отсек голову Аргуса от тела. Юнона, увидев это, наслала на Ио оводов, так не выдержав боли от укусов прыгнуло в море и уплыла аж в Египет, где ее сын Эпаф основал город Мемфис. Юнона оплакивала своего верного стражника Аргуса, затем собрала его рассыпавшиеся глаза и разместила на хвосте павлина и т.д. Однако, данная история представляет собой аллегорию. Ио олицетворяет Луну, плывущую по небу, сравнение пасущейся на лугу Ио. Аргус это сам небо и звезды, которые не сводят с нее своих глаз и в этом Аргус соответствует Урану. Сравните также с именем циклопа Арг Ἄργης - Сияющий. Меркурий облака, туча, которые одну за одной закрывают звезды, убивая тем самым Аргуса, который никогда не закрывал всех своих глаз одновременно. И, затем, скрадывает Луну. В башкирском языке Меркурий - Тер или Һыу йондоҙы (планета воды), что вполне соответствует образу тучи. В др.греч. мифологии роль Меркурия с кражей Ио и с убийством Аргуса отведена Гермесу. Если исходить из реальности, то Аргус это пастух, пас корову, прилег отдохнуть после обеда и его разморило на солнышке. Тут его и прикончили, а корову или стадо коров украли. Сюжет эксплуатируется в ирландской саге «Похищении быка из Куалнге», где герой Кухулин участвует в похищении племенного быка. В то же время Кухулин назван учеником некоего Фергуса, чье имя в переводе означает "светлый дом" или "сияющая вершина" и соответствует все тому же Аргусу. Стоит еще и павлина поближе рассмотреть, на чьем хвосте укрепили глаза аргуса Юнона. Павлин в греч.ταώς, в башк. тауыҡ курица, в венг. курица tyuk, в перс. atas - огонь, в башк. атас - петух и прочие совпадения, которые не могут быть случайностью. Далее можно проследить за павлином - курицей: мау или пау - глупый, тупой (башк.); mong - кретин (англ.), далее моно, соло; soul - дух; моң - мотив, мелодия; монго - дом; ҡура - двор; кура - петух и т.д.

Примечательно, что часть имени Fearghus hus, означающий дом проделала знаменательный путь. В англ яз. hause, house; др.англ. hus; в нем. haus; нид. huis; венг. haz, haza; греч. oíkos; лат. casa; швед. hus; мокша куд; укр. хата, др.греч. χάος и т.д. Генетическое родство испытывают слова куҙ (око), куһ (вершина), куди (вершина), ghost (дух). И, судя по семантике, общим является огонь или, вернее, свет. В башк. языке свет - ут, но лабиализованные үт - проходи, өт - опали, глаголы повелительного наклонения. И, вполне возможно, ут также глагол, близко по значению к яҡ - жги. Но здесь связь ут и куҙ: свет и глаз. К примеру, русское слово глаз выказывает признаки лат. glossa (блеск) и далее фр. glace глясе ледяной; англ. glass стекло, glassy гладкий и проч. И коррелирует со словом гладь (поверхность) и гладкий, т.е. поверхность гладкая. Здесь же взгляд, глядеть, гладить и проч. Любопытно, что само слово "свет" также связано с вершиной. И означало в самом начале "напрасный"с основой суе - напрасно, зря, родственное слово суета. Так назвали костры, которые жгли на вершинах холмов, чтобы указывать путь, подавать знак, маяк. Т.е. маяк показался напрасным трудом или зря потраченными средствами, что показывает черту характера народа.. Конечно же, все это проистекает от бедности. Кстати, подавали знаки не только с помощью света, но и звука, например, звуки труб или колоколов, а также барабанов и даже при помощи знамен, флагов. Отсюда проистекает и родство терминов глотка, глосса от др.-греч. γλῶσσα - язык, речь. Также родство арабского علامة (ғәләмә) - знак и башкирского ғәләм - мир, белый свет. Далее, марийского сурт, порт - двор, дом и башкирского ҡура, йорт в том же значении, соответственно, фр. jarden, англ yard и мн.др.. Следует сравнить также Уран и урам (улица, двор), где явно присутствует замещение n > m. На удмурт. яз. дом корка, на языке коми - керка, тогда как в швед. torka - сушь, соответствует корке., твердая поверхность. И все это имеет отношение к глазам, открытому месту, к свету, некая площадь, двор, возвышение.

Как уже было сказано, глаз в башкирском языке куҙ. Основой является ут - свет, с оглушением согласного в конце слова. И глаз, вернее куҙ, означает дающий свет или путь к свету, путь к себе: к уҙ - к ут... В этом плане башкирский язык проявляет чудеса мудрости. Все емко, доступно, односложно, просто. Но выходит, что человек сам себя считал источником света. Можно рассмотреть местоимения первого лица в различных языках. В английском это ай, в рус. я, в араб. ана, в венг. ен, в тюркских и иранских варианты ман, мен, мин. В то же время в венг. свет - feny и как мы знаем, в венгерском языке осуществляется замещение f > m, благодаря влиянию кимрского языка. А это значит, что венг. feny может иметь форму many. в русском языке эта основа в местоимениях меня, мне, мной и т.д. В англ. яз. с данной основой man - человек, мужчина. Далее мужчина, муж в англ. husband, где hus уже рассмотренный дом, band - соединение. В башк. яз. бәндә - человек, существо. Далее родств. рус. банда, итал. banda знамя или отряд, далее герм. banda знамя. И здесь приходим к тому, что знамя является средством для подачи сигнала, также, как свет или звук, голос и руки. Сравните лат. manus с той же основой "man". Здесь манить (звать) с корнем "ман". Просматривает в большинстве случаев общая основа "ан" (эн), что связывает с, уже рассмотренным, Энкуҙ (Всевидящее Око) и Аңкуҙ (интуиция), а стало быть и с Аргусом - Всевидящий страж, также можно применить термин "далеко видящий". Есть корреляция с башкирскими словами арғы (дальний) и арҡа (холм, возвышенность). Общая семантика - обзор. Следует пояснить: возвышение достаточно удобное место для подачи сигналов, знаков, как флагами, так и светом, руками, для подачи звукового сигнала с использованием голоса или приспособлений, на дальние расстояния. В случае, если естественные условия, природный ландшафт, были равнинными, то возводились курганы, используемые также, как место погребений. И здесь удивительным образом совпадает с феноменом огней над могилами. В случае захоронений, курганы по ночам сами светились, без посторонней помощи и древние прекрасно владели ситуацией и знали, что делают. В данном случае, курган это естественное свечение, притом до сих пор не разгаданное. И лишь недавно руководство Американской ассоциации по исследованию сверхъестественных явлений учредило фонд, единственной задачей которого будет изучение феномена огней над могилами. Вероятно, древние люди данные свечения могли принимать за души умерших, хотя это может так и быть, т.е. это может быть как свечение выделяемого фосфора, для чего необходимо длительное время, так и души умерших, энергия. В башкирском языке обозначен термином ҡот, иногда возникает путаница со словом йән - душа. Но йән может ближе к человеческому сознанию, может покидать тело во время сна или обмороке. После смерти йән покидает тело навсегда. Кстати, йән обладают и животные (йәндек или йәнлек). Но хайуан (скотина) имеет непосредственное отношение к др.греч. χαίνω (раскрываться). В то же время ҡот - дух, жизненная энергия и по своим характеристикам ближе к ауре, защитной оболочке человека, свет, разливающийся вокруг человека, нимб. По верованиям древних башкир ҡот (оберег) может исходить от всего: продукты, одежда, оружие и проч.. Ҡот это праздник, удачливость, счастье. По своим свойствам ближе всего к духу (ҡот) стоит муж, как защитник, оплот. Во фр. языке муж mari, родств. с венгер. férj - муж, с замещением начальной согласной m > f. Также во фр. супруг - homme, что роднит с англ. home - дом, лат. homo - человек, личность, башк. һомай - Хумай, а также һомәк (диалект.) - ковш, черпак, половник. Далее, в башкирском языке дом - өй, родств. өйөм - куча и родств. уй - дума, мысль. Как видим, здесь имеется общая семантика с уютом, семейным очагом: это и праздник - ҡот, и муж - ferj, mari, и венг. fej - голова. Кстати, лат. maritus - муж состоит из двух основ: mari - муж и tuz - огонь, свет. Следует допустить, что венг. tuz испытывает генетическое родство с башкирским куҙ, с замещением t > k. Как результат, далее ҡот - дух, жизненная энергия, уҙ - сам, сознание, уд - член. Далее, фин. mais - муж, башк. мейе или мейә - мозг, далее, мейес - печь, англ. mason (камень), венг. fej - голова, фр. feu - огонь, four печь, maison дом, нем. feuer, англ. fire в значении огонь, источник света. Любопытно, что вся эта корреляция в терминологии "свет - муж", может дать, в итоге, рождение от света. И далее "свет - муж - печь", как изготовление из теста или глины и т.д. Хотя первоначальный смысл был, всего лишь, рождение от мужа. Муж представлен как светоч, источник света, глаз, опекун, присматривающий и т.п. И может оказаться неслучайным фонетическое сходство английского "eye" (глаз) и башкирского эйә - хозяин, владелец. В венг. языке хозяин хозяин ur (ур), в лат. хозяин erus, родс. Эрос от ир - муж. Интересны варианты в англ., где хозяин wallah или host , в одном случае уаллаһ, в другом родст. с ghost - призрак, дух. Близкородственными являются рус. хозяин и башк. хужа в том же значении, с той же основой куҙ (глаз).

Ткаим образом, непорочное зачатие сводилось к обычному, где ут - свет, но уд - член. Никаких чудес. Наверное следует рассмотреть и имя рожденного путем ЭКО или непорочного зачатия: Иисус, в исламе Иса, но в начале имени стоит хамза - عيس, поэтому башкирское произношение Ғайса ближе к первоисточнику. Но здесь видим имя богини земли Ға, др.-греч. Γῆ, Γᾶ, Γαῖα. Эта основа есть в слове жизнь, которое получено путем агглютинации корня "жи"и суффикса "-знь". И башкирское имя Ғайса, следовательно, состоит из двух основ: ға - земля и иса. Ко второй части имени по семантике подходит иҫ - сознание, разум, память, т.е. вариант ға иҫе - память земная, ее сознание. Возможные варианты: эҫе - жаркий; эҙе - след, отпечаток; еҙ - латунь, медь; еҫ - дух, запах. А также is -быть, существовать; из - предлог; ice - лед. Кстати, лед также во всем этом процессе с ЭКО присутствует: во фр. лед eis, но ледяной - glace; в швед.лед is; в башк. лед боҙ; каз. лед мұз; лат. glacies; венг. лед jeg. Здесь видим, что фр. и лат. ближе к термину глаз, башк. и каз. к слову муж, тогда как из венг. jeg получили егет - юноша, прошедший инициацию холодом. Следует пояснить, инициация (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития, приобретение нового статуса. Нередко сопровождалась жестокими физическими испытаниями. Юноша приобретал статус члена общества, получал первый сексуальный опыт. После этого он получал равные права со взрослыми мужчинами и нес новые для себя обязанности. Юноша, становясь мужчиной также приобретал имя. Так венгерское jeg уточняет происхождение термина егет, дословно "ег ит" - сделаться ледяным, т.е. крепким, здоровым. Возможно, окунание в прорубь зимой. К примеру, Иоанн, который креститель, как раз занимался проблемными детьми, закалял их водой. В таком случае, Иисусов могло быть десятки, если не сотни. В разряд таких попал и известный Иисус, по башкирски Ғайса - дух земли, возможные варианты имени Йанис, Котис. Обряд инициации мог быть не только водой, но и огнем или славой. В случае с Христом, то он не выдержал последнего испытания. Кстати, имя Христос является косвенным доказательством того, что данный Иисус прошел испытание холодом, т.к. само имя происходит от слова кристалл - лед, др. греч. κρύσταλλος.

В таком ракурсе следует подходить и к происхождение слова бог, которое имеет общие корни со словом боҙ - лед (башк.яз.), от диалектного боһ. В тоже время от варианта мүз (лед) происходит в русском языке термин муж. Стоит отметить, что дифтонг АО дало форму баз и далее бас и баш, в значении глава, начало, основа. Родств. basis, база, баҫ и мн.др. Таким образом, термины бог и муж имеют общий источник происхождение. Именно это послужило причиной того, что закралась ошибка: рожденный от мужа стал рожденным от бога.

Рождение от духа кроется в путанице терминов дух и дуҫ (друг, брат), от диалектического дуһ. Необходимо принять во внимание то, что после гибели мужа, женщина выходила замуж за брата мужа.

Итак, чудес не бывает, все объяснимо. Но есть нечто непознанное людьми, пока не поддающееся объяснению. Или это лишь кажущееся, лишь бы человек со своим невежеством не ухудшал четко выстроенную систему.

Французский учёный-естествоиспытатель Жан Батист Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Являлся предшественником Дарвина Ч. Ж. Б. Ламарк (1744-1829), определил предпосылки наследственности и изменчивости видов и указал ее направление (усложнение организации). Ввел термин биология, основоположник зоопсихологии.

Основные положения теории Ж. Б. Ламарка.

  • Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
  • У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
  • Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
  • Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
  • Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
  • Закон приобретения схожих внешних данных, за счет проживания в одном доме, местности. Например, собака с чертами хозяина. Это ведет к единому антропологическому типу, даже среди тех, кто не имеет генетического родства.

Все находит свое объяснение, кроме сознания, разума. Стоит заметить, что вне социума, человек никогда не станет разумным. Все мифические персонажи, воспитанные "зверушками", никогда не стали бы разумными в реальной жизни. Периоды становления сознания как раз детство с периодами до двух лет, до пяти лет и т.д. В это время человеку необходимо общество людей. И именно общество делает человека homo sapiens sapiens. Остановимся на том, что социум это эл или ил (all, alla).