Беспилотные автомобили на дороге — проблемы и пути решения

6 January
Подписывайтесь на канал «Другая фаза», чтобы быть в курсе самых горячих тем.

Выход высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на дороги — реальный технологический прорыв. Беспилотные автомобили — уже не утопия, а наше настоящее, хотя пока ещё вызывают удивление. Но когда мы говорим о беспилотниках, возникает вопрос, существует ли риск, что они поведут себя неправильно. Хотя на самом деле, беспилотные автомобили гораздо безопаснее и предсказуемее на трассе, нежели машины, управляемые людьми.

Роман Душкин, директор по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта, который непосредственно занимается конструированием интеллектуальных транспортных систем, ответил на эти вопросы в докладе на Международном автомобильном научном форуме МАНФ-2020.

Источник изображения:
Источник изображения: https://www.thomasnet.com

Как это работает

Функционирование ВАТС основано на точном позиционировании автомобиля на детальной карте местности с нанесением на неё всех текущих статичных и динамических препятствий, которые окружают автомобиль. После этого ВАТС планирует движение по этой актуализированной карте.

При этом возникает ряд серьёзных проблем, которые разработчики знают из теории многоагентных систем, рассматриваемых в различных средах. Основные проблемы такие:

  1. Недетерминированное поведение самого ВАТС
  2. Недетерминированная и частично наблюдаемая среда
  3. Непрогнозируемое поведение других агентов
  4. Отсутствие целостного описания воспринимаемого окружения
  5. Разнообразные атаки на автомобиль

Однако перечисленные проблемы не считаются нерешаемыми и в конечном итоге будут устранены.

Решение проблем

В решении как минимум трёх перечисленных проблем помогут многоагентные системы, ведь когда речь идёт о транспорте, там постоянно взаимодействуют несколько агентов. При этом многоагентная система переходит на более высокий уровень иерархии и решает задачи, недоступные как одному агенту, так и их простому невзаимодействующему набору.

Для эффективного управления разнообразие системы управления должно быть не меньше, чем разнообразие объектов управления. Под разнообразием здесь понимается количество возможных состояний. Соответственно, существуют два пути решения проблемы — повышение разнообразия систем управления или снижение разнообразия объектов управления. Снижение разнообразия объекта управления — это введение норм и правил, таких как ПДД.

Самый серьёзный источник недетерминированности и неопределённости для ВАТС на дороге — это транспортные средства, управляемые людьми. В случае беспилотных автомобилей мы рассматриваем V2X-взаимодействие. При организации такого поведения возникает эмерджентный эффект, и такую систему мы уже можем назвать кооперативной. Один из путей решения задачи — создание одноранговой сети vanet из автомобилей и других устройств.

Ещё одна задача — организация одновременного старта автомобилей со светофора для ускорения транспортного потока и увеличения пропускной способности. В отличие от машин, управляемых людьми, ВАТС могут стартовать одновременно, а светофор — выступать синхронизатором потока автомобилей, подключённых к сети автомобилей. Ну и самая важная задача — организация безостановочного движения.

Полностью видеозапись программы с участием Романа Душкина смотрите на на Youtube.

А вы уже применяете технологии ИИ в бизнесе? Или тоже опасаетесь восстания машин? Эксперты Агентства Искусственного Интеллекта развеют ваши сомнения и разработают индивидуальные программы искусственного интеллекта для вашей научной или коммерческой деятельности.

Мы всегда в курсе самых значимых событий в мире науки и информационных технологий. Подписывайтесь и следите за новостями на канале «Другая Фаза».

Если хотите всегда первыми быть в курсе новостей в мире искусственного интеллекта и узнать больше о работе нашего агентства, подписывайтесь на наш инстаграм.

Спасибо, что дочитали! Не забывайте, пожалуйста, оценить запись лайком. Это вдохновляет нас на новые уникальные материалы для вас. До новых встреч!