Мысленный эксперимент: Корабль Тесея

24 April 2019
817 full reads
1k story viewsUnique page visitors
817 read the story to the endThat's 81% of the total page views
1 minute — average reading time

За рассмотрением сложных философских мысленных экспериментов о сознании, мы совершенно обошли вниманием один довольно скучный, но в то же время очень важный для темы философии сознания парадокс, который был сформулирован ещё древнегреческими мудрецами (полагается, что впервые письменно этот парадокс изложил Плутарх в своём труде «Тесей»). Я веду речь о корабле Тесея. Давайте же посмотрим, какое отношение этот парадокс имеет к нашей интересной теме...

Итак, после того как Тесей порешил минотавра на Крите и вернулся в Афины, его корабль был выставлен афинянами на всеобщее обозрение, но также он совершал священные посольства. По мере функционирования, его части изнашивались, и их меняли. В конечном итоге философы задумались — если все части корабля были заменены, то тот же это корабль или уже другой?

Мы решать этот парадокс не будем, так как его решение довольно тривиально и зависит от определения понятия «тот же самый». Нас интересует применение этой схемы размышления к головному мозгу. Смотрите...

Ионные каналы в нейронах обновляются каждые 2 — 3 дня. Другие белки в нейронах обновляются до 7 дней или в некоторых случаях чуть больше. Дольше всего обновляются липидные мембраны клеток, но и они периодически становятся полностью обновлёнными — в них больше нет ни одной молекулы, которая была бы некоторое время назад. В общем-то, можно даже сказать, что за какое-то обозримое время (несколько лет) весь организм человека обновляется полностью, и в нём нет ни одной молекулы, которая была когда-то тогда.

Собственно, вы — тот же самый, кто был вами десять лет назад? Этот вопрос уже не так прост, как с кораблём Тесея, поскольку в случае корабля функция оного не меняется, а в случае живого организма может измениться не только функция, но и память, которая является основой личности. И фактически, каждый из нас участвует в постепенной трансформации из одной личности в другую. Однако тождество личности (вернее, наша вера в такое тождество) обеспечивается какими-то внутренними механизмами, необходимым разумному существу для интеграции его личности во времени.