Мысленный эксперимент: Мельница Лейбница

23 October 2018

Надо отметить, что древнегреческие философы не очень любили исследовать такую тонкую субстанцию, как сознание. Ну там Аристотель сказал пару слов на эту тему, Платон написал про пещеру. Вот примерно и всё. Потом Европейская научная мысль погрузилась в темень мракобесного средневековья, и возобновление работ началось только с возрождением и появлением философии Нового времени. Готфрид Лейбниц стоял у истоков этого движения, и он много думал на тему, как работает человеческий разум.

Готфрид Лейбниц думает об Исааке Ньютоне, в то время как Исаак Ньютон думает о Готфриде Лейбнице.
Готфрид Лейбниц думает об Исааке Ньютоне, в то время как Исаак Ньютон думает о Готфриде Лейбнице.

Сегодня представляю вам описание нового мысленного эксперимента старых времён в рамках изучения философии сознания — Мельница Лейбница. Этот эксперимент был предложен в работе 1714 года «Монадология» и предлагает рассмотреть человеческий мозг как механическую систему, типа ветряной или водяной мельницы (думаю, что Лейбниц был погружён в эту тему из-за своих работ в области механики по повышению эффективности майнинга при помощи ветряных мельниц — да, люди майнили и в те времена, в частности Лейбниц занимался майнингом серебра). Вот как он писал:

Если мы вообразим себе машину, устройство которой производит мысль, чувство и восприятие, то можно будет представить её себе в увеличенном виде с сохранением тех же отношений, так что можно будет входить в неё, как в мельницу. Предположив это, мы при осмотре её не найдём ничего внутри неё, кроме частей, толкающих одна другую, и никогда не найдём ничего такого, чем можно было бы объяснить восприятие.

Этот аргумент Лейбница направлен на отрицание возможности физически объяснить разум и восприятие. В те времена это казалось самим собой разумеющимся, однако сегодня мы не склонны так просто ударяться в мистику и выходить за каузальную замкнутость физического. Несмотря на то, что природа сознания до сих пор нам не поддаётся, мы в целом уверены, что оно супервентно на фундаментальных физических законах. В общем, чудес не бывает. И, в общем-то, Лейбниц, в целом, был неправ. В этой самой мельнице должно найтись что-то такое, чем можно объяснить восприятие и разум, просто это не механические её части.

Что в мельнице определяет её высокоуровневую функцию? Ни один элемент по отдельности либо не предназначен, либо не может превращать зерно в муку, но функция эмерджентно проявляется в системе.
Что в мельнице определяет её высокоуровневую функцию? Ни один элемент по отдельности либо не предназначен, либо не может превращать зерно в муку, но функция эмерджентно проявляется в системе.

Предыдущие рассмотрения мысленных экспериментов: