XV-5 Vertifan - необычный экспериментальный самолет с вентиляторами в крыле (1964 год)

1,4k full reads
2k story viewsUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 73% of the total page views
1 minute — average reading time

XV-5 Vertifan - необычный экспериментальный самолет с вентиляторами в крыле (1964 год)

История создания самолёта XV-5A Vertifan началась с получения компанией General Electric контракта на его строительство в 1961 году. Субподрядчиком являлась компания Ryan.

Первоначальный вариант названия экспериментального самолёта - VZ-11

XV-5A представлял собой среднеплан с убирающимся трехопорным шасси и двухместной кабиной, которая оснащалась катапультируемыми креслами.

XV-5 Vertifan - необычный экспериментальный самолет с вентиляторами в крыле (1964 год)

Главной особенностью самолёта являлись вентиляторы в крыле. Они были установлены горизонтально между лонжеронами консолей крыла. Также в носовой части находился вентилятор меньшего размера для управления тангажом во время осуществления вертикального полёта.

XV-5 Vertifan оснащался двумя турбореактивными двигателями General Electric J85-GE-5. Особенностью двигателей являлась передача энергии для вращения вентиляторов вертикального взлета. Также эти двигатели использовались и для горизонтального полета при переходе от вертикального взлёта. Контроль осуществлялся с помощью отражательных лопаток над вентиляторами.

XV-5 Vertifan - необычный экспериментальный самолет с вентиляторами в крыле (1964 год)

Было создано всего два таких самолёта. Первый самолёт имел регистрационные номера 62-4505/4506. В небо поднялся в мае 1964 года (им управлял пилот Ron Gerdes). Висение было опробовано в июне 1964 года. Переход от вертикального взлёта к горизонтальному полёту осуществили в ноябре этого же года.

XV-5 Vertifan - необычный экспериментальный самолет с вентиляторами в крыле (1964 год)

К октябрю 1966 года общий налёт двух образцов составлял 338 часов. В апреле 1965 года один из экспериментальных самолётов был потерян. Второй XV-5A ждала схожая судьба - он был поврежден в октябре 1966 года.

Лишь к 1968 году его отремонтировали и доработали. Обновленный самолёт получил обозначение XV-5B и использовался в исследовательской программе NASA.

Схема самолёта
Схема самолёта
Схема самолёта

В NASA самолёт получил гражданский регистрационный номер - N705NA

XV-5 Vertifan - необычный экспериментальный самолет с вентиляторами в крыле (1964 год)

Что вы думаете о данном самолёте? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!

Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации :)

Не спешите уходить! Смотрите интересный ролик на моём YouTube-канале (рекомендую подписаться!):