Инциденты на воздушных рубежах СССР

25k full reads
40k story viewsUnique page visitors
25k read the story to the endThat's 62% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Выполняя свой долг перед Отечеством по защите мирного неба иногда приходится сталкиваться не только с трудностями армейского быта, бессонными ночами на боевых дежурствах но с трагическими случаями. Увы, но они случаются.

снимок из архива Вячеслава
снимок из архива Вячеслава
снимок из архива Вячеслава

Воспоминания Вячеслава

"Взвод разведки и целеуказания оператор РЛС П-12. Два года тундру топтал в Заполярье 1978-1980г.г на легендарном полуострове Рыбачем.

Работали по Орионам, RC -135 , SR-71
Работали по Орионам, RC -135 , SR-71
Работали по Орионам, RC -135 , SR-71
Boeing RC-135 — семейство крупных стратегических разведывательных самолётов, построенных американской корпорацией The Boeing Company и модернизированных различными компаниями, включая General Dynamics, Lockheed Corporation, Ling-Temco-Vought, E-Systems и L-3

--------------------------------------------------------------------

Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird». Особенностями данного самолёта являются высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты. Выведен из эксплуатации в 1998 году.

---------------------------------------------------------------------

«Орион» — береговой патрульный самолёт. Он был создан на базе Lockheed L-188 Electra и по сути является его военной модификацией. Больше всего данных самолётов находятся на службе в Военно-морских силах США и в Морских силах самообороны Японии. Производство самолётов велось в США и Японии.

-----------------------------------------------------------------------

"20 апреля 1978 г дивизион подняли по тревоге готовность номер 1 . На тот момент я только призвался и в дивизионе была моя первая неделя службы.

До армии я учился на оператора РЛС и имел соответствующие корочки. Теоретически станцию знал. Сам лично, как молодой солдат, проводку нарушителя не проводил. Но в качестве стажировки присутствовал на станции и наблюдал работу расчета РЛС, от момента входа в зону нарушителя и до исчезновения с экрана локатора.

Самолет отклонился от курса, оказался над Кольским полуостровом на запрос "свой-чужой" не отвечал. По нему отработали перехватчики Су -15. Так я только ,что призвавшись прикоснулся к этой истории.

О том, что это был за нарушитель мы узнал позже. В сети есть более яркие и подробные воспоминания на этот инцидент."

снимок из сети
снимок из сети
снимок из сети

Вот так об этой истории рассказывает Википедия

Катастрофа Boeing 707 в Карелии — авиационная катастрофа, произошедшая ночью в четверг 20 апреля 1978 года на территории Карельской АССР (СССР).

Авиалайнер Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL) совершал пассажирский рейс KE902 (позывные KAL 902) по маршруту Париж—Анкоридж—Сеул, когда, значительно отклонившись от курса, оказался над Кольским полуостровом, тем самым нарушив воздушную государственную границу СССР. Там он был перехвачен и, после попыток заставить его добровольно приземлиться, был обстрелян ракетой «воздух-воздух» советским истребителем-перехватчиком Су-15 и из-за полученных в результате обстрела повреждений фюзеляжа совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви в Лоухском районе Карельской АССР. В результате обстрела погибли 2 пассажира: 36-летний коммерсант из Сеула Бан Тайхуанг ( Bahng Tais Hwang) среднее место в 23-ем ряду справа) был убит в салоне самолёта осколком ракеты в голову и 31-летний владелец кофейни из Иокогамы Йошитако Сугано (Yoshitako Sugano), место 24A у окна, был ранен осколками деталей внутренней обшивки салона и умер от потери крови в вертолёте, эвакуировавшем его в больницу города Кемь. Ещё 13-ти пассажирам рейса была оказана медицинская помощь: в том числе двоим с осколочными ранениями, остальным в связи с последствиями баротравмы и охлаждения.

фото с сайта: https://www.gazeta.ru/science/2018/04/30_a_11734813.shtml
фото с сайта: https://www.gazeta.ru/science/2018/04/30_a_11734813.shtml
фото с сайта: https://www.gazeta.ru/science/2018/04/30_a_11734813.shtml

Более подробно с описанием этого случая можно ознакомиться в статье Газета.ру по ссылке: https://zen.yandex.ru/user/43442548

При подготовке данной публикации были использованы:

Личные воспоминания и фотоснимки Виктора

Фотоснимки из публикации Газета.ру (архив УФСБ РФ по РК) (https://www.gazeta.ru/science/2018/04/30_a_11734813.shtml )

Данные из Википедии

----------------------------------------------------------------------

снимок из личного архива автора
снимок из личного архива автора
снимок из личного архива автора

Другой не менее печальный случай произошёл спустя 5 лет на воздушных границах СССР на Дальнем Востоке.

Из сообщений в СМИ: "35 лет назад произошла одна из крупнейших катастроф в истории мировой авиации. Советские системы ПВО по ошибке сбили в небе над Сахалином самолет Korean Air Lines (KAL), выполнявший полет по маршруту Нью-Йорк — Сеул с остановкой в Анкоридже. Трагедия унесла жизни 269 человек — 23 членов экипажа и 246 пассажиров. Гибель рейса KE007 вызвала широчайший резонанс во всем мире, особенно в США и Корее, и привела к существенному ухудшению отношений СССР с Западом"
долгие годы в этот район приходили суда с родственниками погибших пассажиров
долгие годы в этот район приходили суда с родственниками погибших пассажиров
долгие годы в этот район приходили суда с родственниками погибших пассажиров

Я был призван на военную службу в 1984 году. Менее года прошло с того самого инцидента когда в небе над Дальним Востоком был снова сбит южно-корейский "Боинг". Служил я как раз в той 56 РТБ которая засекла данное нарушение воздушного пространства. И мы, точно так же как наши коллеги из предыдущего рассказа, следили за соблюдением воздушных границ. Как правило, нарушения были самолётами типа "Орион" и RC-135, SR-71.

"Орион" и  RC-135, SR-71
"Орион" и RC-135, SR-71
"Орион" и RC-135, SR-71

Как произошло нарушение? Сбой навигационного оборудования привёл к ошибке пилота и уклонению от курса. В наших СМИ и речах тогдашних пропагандистов было множество версий. От самолёта заполненного хладными телами, до бомб на борту и осознанной провокации назло. Эти версии пусть останутся на совести тех кто их придумал. Позже, похожие версии всплывали и в других случаях уже в последние годы. Они не имеют ничего общего с правдой и служат грязным приёмам идеологии. Но я не об этом.

снимок из сети
снимок из сети
снимок из сети

Мы прибыли в в/ч нашей бригады из учебного подразделения как раз в тот момент, когда всё ещё "летели шапки" с самых разных голов (1984г) занимающих ответственные должности и посты в армии.

По-крайней мере, именно об этом шли разговоры в нашей роте среди солдат. Как и о том, каким "чудом" удалось засечь борт-нарушитель. О солдате на точке, который проспал под наушниками так как днём пахал на "деда" и не отдыхал перед сменой. О том, как проснулся и успел записать неполные данные которые и передали оперативному дежурному. О том, как информация о нарушителе пошла по цепочке в Москву. О том, как долго думали что же предпринять. И как решили "дать залп" в зад уже уходящему с нашей территории гражданскому самолёту. По-сути, просто в назидание. Это то, что слышали мы будучи молодыми воинами.

Долгое время причины по которым пассажирский лайнер отклонился от маршрута на 500 км углубился в воздушное пространство Советского Союза и был сбит были неизвестны.

Был поднят СУ-15 и с земли был дан приказ бить на поражение. Самолёт с 269 пассажирами и членами экипажа на борту рухнул в Охотское море.

снимок из сети
снимок из сети
снимок из сети
"Позже, в октябре 1992‑го, президент РФ Борис Ельцин открыл тайну черного ящика сбитого Боинга. Как рассказывают, его почти сразу же нашли советские водолазы. Глава РФ передал самописец корейской ассоциации родственников жертв. Эксперты международной организации гражданской авиации, исследовав записи, пришли к выводу: отклонение от маршрута произошло по нелепой ошибке пилотов. Судя по всему, они просто забыли перевести переключатель автопилота в позицию, которая позволяет бортовой системе навигации взять контроль самолета на себя" (из сообщений в СМИ)
снимок из сети
снимок из сети
снимок из сети

Вот так представляет это происшествие Википедия:

Катастрофа Boeing 747 над Сахалином — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в ночь на четверг 1 сентября 1983 года неподалёку от острова Сахалин и ставшая одной из крупнейших в истории авиации.
Авиалайнер
Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнял международный рейс KE007 (позывной — KAL 007) по маршруту Нью-ЙоркАнкориджСеул, а на его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, но самолёт по неустановленной причине стал отклоняться вправо от назначенного курса. Спустя некоторое время лайнер настолько отклонился на запад, что вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а затем уже над островом Сахалин. Над последним он был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в пролив Лаперуза в 37 километрах к юго-западу от Сахалина. Погибли все находившиеся на его борту 269 человек. На момент катастрофы самолёт отклонился от курса более чем на 500 километров. Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО (англ. ICAO)), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат. Катастрофа вызвала серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США. Скудность информации и материальных улик на начальных этапах расследования катастрофы породила альтернативные версии о происшествии. Однако обнародование Советским Союзом (позже — Российской Федерацией) записей бортовых самописцев рейса KE007 подтвердило первоначальную версию ИКАО.

Вопрос, насколько необходимо сбивать гражданский самолёт даже если он имеет отклонения от предусмотренного курса, актуален и сегодня.

Мой рассказ основан на личных воспоминаниях и может не совпадать с иными принятыми версиями произошедшего.