Волга-волга. Автонастольгия

31.07.2018

КРЕМОВО-белый седан со сверкающим хромом и грациозной фигуркой на капоте до сих пор остается предметом грез или лучших воспоминаний даже у тех, кто машинами не интересуется в принципе. Кого-то в детстве укладывали спать сзади, превратив салон в одну большую кровать. Ребятню постарше гуртом катали на сплошном переднем диване. Юношам везло еще больше: родители брались обучать вождению и перво-наперво требовали запомнить положение рычага коробки передач на рулевой колонке, чтобы не перепутать первую с третьей. Впрочем, можно было тронуться и так, и эдак. Несмотря на скромные характеристики двигателя (всего 75 л.с. и 167 Нм), коробка «умножала» крутящий момент настолько, что тяжелая машина сдвигалась с места и на высшей передаче. Следовало лишь чуть сильнее газовать, мягко отпуская сцепление.

На первой передаче разгон был интенсивным, но очень коротким, а синхронизаторы в коробке стояли только между второй и третьей передачей. Поэтому каждый водитель вырабатывал рефлекс немедленно выполнять двойной выжим сцепления, едва автомобиль получал первый импульс движения. Усилие, которое приходилось прилагать на педаль, благодаря гидравлическому приводу не было чрезмерным – естественно, по меркам полувековой давности. Не было и привычного каждому современному автомобилисту и уступа для левой ноги. Вместо нее под ковриком скрывалась кнопка переключения света фар с ближнего на дальний. Подобное решение появилось уже на третьей серии ГАЗ-21. А прежде там находилась педаль центральной смазки 21 элемента подвески и рулевых тяг, которую инструкция рекомендовала нажимать и после длительной стоянки, и спустя 200 километров пробега, и после проезда глубокой лужи. Подчеркну – каждой лужи! Густых и устойчивых к воде смазок в те годы в СССР просто не производили.

Финальную серию легко отличить и по вертикальной решетке радиатора, прозванной в народе китовыми усами. А еще эта версия походила на флагманский ГАЗ-13 «Чайка» тем, что у нее исчезли клыки на бамперах, была снята из соображений безопасности фигурка оленя... Которую, впрочем, многие находили всеми правдами-неправдами и своими силами привинчивали обратно – ведь красиво же! Вот и при реставрации этого экземпляра владелец не смог отказаться от фирменной черты автомобиля.

И как ездили!

– ХОЧЕШЬ попробовать? – прочитал мои мысли хозяин «Волги».

Я сажусь за руль и сразу попадаюсь на своих условных рефлексах. Руки сами тянутся к ленте ремня безопасности и рычагам положения кресла, но обнаруживают лишь пустоту. Всего этого здесь нет, как и электроприводов зеркал или стеклоподъемников. Ладони ложатся на большой и тонкий обод рулевого колеса. Маленький ключ едва держится в замке зажигания. Короткий поворот с подгазовкой и мотор оживает, наполняя салон легким бурчанием.

На ходу «Волга» даст фору многим современным автомобилям. Мягкие рессоры нивелируют значительную часть дорожных неровностей, даже «лежачих полицейских» можно пролетать на полном ходу. Конечно, в повороте седан сильно кренится и водителю буквально приходится цепляться за руль, чтобы не съехать с дивана, но это вызывает лишь улыбку. Вращая изящную ручку, опускаешь стекло и открываешь форточку, направляя набегающий поток воздуха в салон. Кондиционер тут естественный: быстрее едешь – сильнее дует.

Волей не волей начинаешь представлять себя героем одного из многочисленных фильмов, в которых участвовал «ГАЗ-21». Левый локоть выставлен из окна, а правой рукой, слегка подруливая, правишь машину вперед по ленте шоссе. Никакой суперкар не даст столь острого чувства драйва, когда стрелка в «суфлерской будке» спидометра подходит к крайней правой черте, а в крошечных зеркалах заднего вида что-то мельтешит и уносится с поразительной, как тебе кажется, скоростью.

ГАЗ-21 легко заткнет за пояс любой городской кроссовер. С дорожным просветом больше 20 сантиметров и почти вертикальной посадкой, у шофера отличная обзорность на все четыре стороны. Короткие свесы и большая энергоемкость подвески позволяют без каких-то сомнений свернуть на изрезанную глубокой колеей грунтовку, вьющуюся вдоль Волги. Пожалуй, мы правильно сделали, что поехали за провиантом в ближайшее сельпо именно на «Волге», а не на кроссовере, который прихватили с собой в качестве машины поддержки. Там, где «двадцать первая» вальяжно и чинно ползла вперед, современный «вездеход» порой не раз чиркал защитой.

– На подъемах и спусках старайся держаться грунта, – советуют мне. – Шины диагональные, с оригинальным рисунком, зацепа с мокрой травой у них вообще нет!

Не страшно. Застрянем – толкнем. Ведь это тоже ностальгия.

По материалам газеты "Клаксон"

Подписывайтесь на канал