Тунелли реальности — не потеряйся в чужих отражениях

Понятие "туннеля реальности" (англ. reality tunnel) впервые было введено в научный оборот американским писателем и психологом Тимоти Лири. Лири не любили ни в СССР, ни даже в США: во второй половине своей жизни он слишком увлёкся "веществами" (психоделическими препаратами), за что даже получил прозвище "ЛСД-гуру".

Интерес Лири к психоактивным веществам вначале был исключительно научным — в своей предыдущей карьере Лири прославился многими прорывными идеями и концепциями в психологии самоактуализации, личностного роста и группового взаимодействия. Например, широко популярная книга Эрика Бёрна "Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди" — это, по сути, компиляция идей Лири в сферах группой терапии и коммуникативных игр.

Даже арест Лири в 1970 году за хранение марихуаны показателен в плане его научного наследия. Ещё в 1957 году Лири создал психодиагностическую методику, известную как «тест межличностных отношений Лири» («тест Лири»), и которую до сих пор используют спецслужбы США. Поэтому неудивительно, что после ареста и допросов в полиции и ФБР, Тимоти ожидаемо столкнулся со своими собственными тестами на психологический профиль и профпригодность заключённого. Как следствие, отвечая на прекрасно известные ему вопросы, он с легкостью создал образ тихого и законопослушного человека, наилучшим образом подходящего к садово-полевым работам на открытом воздухе. Благодаря этому его поместили в тюрьму мягкого режима и стали направлять на уборку и благоустройство тюремных территорий, чем он и воспользовался при побеге из заключения в том же 1970 году.

Однако, наш разговор не о достаточно бурной и насыщенной жизни Тимоти Лири: он, конечно же, заслуживает отдельной статьи. Наш разговор — о туннелях реальности.

Туннель реальности — это индивидуальное, практически полностью бессознательное представление о мире, которое состоит, тем не менее, состоит из воспринимаемых сознанием лингвистических конструкций и других символов (архитектура, музыка, система общественных паттернов поведения, принятых норм морали, научных и технических знаний).

Иллюстрация присутствия туннеля реальности — это, например, нумерация домой на обычной улице. Мы достаточно уверенно понимаем, что одна сторона улицы всегда "чётная", а вторая "нечётная", при этом номера домов обычно расположены по порядку - от меньших к большим. Однако, данное правило, которое позволяет нам легко найти нужный адрес, например, может перестать действовать на набережной реки, где "четная" и "нечётная" сторона неожиданно совмещаются в единый ряд номеров 1,2,3,4... Ну а чисто московская нумерация "Малокачановская улица 5, строение 7, корпус 9", который вполне может располагаться ближе к "Басманному проезду 6, строению 5, корпусу 2", нежели к своим соседям по "Малокачановской, 5" и вовсе может разрушить ваш привычный туннель реальности.

Кстати, в качестве наглядной иллюстрации: "поколение Google" теперь гораздо хуже ориентируется в классическом туннеле городских адресов: ведь для них достаточно правильно и чётко назвать нужный адрес, а навигатор уже сам построит к нему маршрут. В рамках туннеля реальности карт Google.

Отсюда, кстати, напрашивается и простая аналогия. Туннель реальности — это в той или иной мере "кривое зеркало" истинной реальности, его наиболее экономная модель. Эволюционная задача любого туннеля реальности, в первую очередь — это обеспечить нам комфортное и безопасное существование и развитие в сложном современном мире. Я подробно разбирал сущность теории "тварей" в одной из предыдущих статей. Туннель реальности — наша личная модель мира, частично созданная нами самостоятельно, но в очень большой степени — унаследованная и впитанная из окружающей нас культуры в процессе обучения и воспитания.

Теория туннеля реальности в той или иной мере опирается на явление импринта. Конечно, наши импринты в значительной мере отличаются от импринта утят, которые готовы видеть в любом первом увиденном ими движущемся большом предмете свою мать, но суть явления импринта для нас аналогична. Идеальный образ мира любого человека создаётся обычно в результате взаимодействия "ребёнок-взрослый", который впоследствии видоизменяется к дуальности "учитель-ученик", "мастер-подмастерье", "гуру-адепт" или "навь-явь".

Живой мир ("явь") внутри туннеля реальности той или иной степени превращается в мёртвую модель самого себя ("навь"). Важно понимать разницу между "моделью вообще" (которая включает в себя и такие феномены, как инсайт, прозрение, откровение и т.п.) и жёсткую реальность туннеля, которая обычно всегда фиксирована и задана. Обычный человек очень редко выходит за рамки своего туннеля реальности: в повседневной жизни туннель обеспечивает максимально комфортное и беспроблемное существование, а любое нарушение такого гомеостазиса требует сознательного, волевого усилия.

Известная максима "Дом. Работа. Дом. Семья. Солнце. Лето. Снег. Зима." затягивает большую часть людей в привычные им туннели на всю их взрослую жизнь — без какой-либо возможности к "побегу". Эдакое добровольное заключение, в привычной камере якобы индивидуального сознания, однако намертво привязанного к массовому бессознательному.

Конечно, в большинстве жизненных ситуаций выход из туннеля реальности не требуется. В конце-концов, ехать домой на автобусе, электричке или за рулём собственного автомобиля можно и на условных рефлексах. На автоматизмах можно работать в офисе, даже семейный завтрак можно превратить в простой ритуал, который не будет вовлекать сознание в разговор дальше формальных "Как спалось? Погода хорошая... В четверг родительское собрание.... Надо купить молока по дороге домой"

Хуже, когда в туннель превращается вся жизнь без остатка. К сожалению, это грустная реальность нашего времени — несмотря на широчайшие возможности для самопознания и реализации, творчества и самовыражения, исследования и познания — большинство людей предпочитают экономное и привычное, но серое и унылое существование внутри единожды выбранных ими в жизни туннелей.

Зачем же потом удивляться очевидному — жизнь прошла, а ничего не сделано? Так ведь она и проходила мимо тебя каждый день, за стеклянной стеной твоего рукотворного туннеля.

Последней фразой Тимоти Лири, которую он произнёс перед самой смертью, была «Почему бы и нет?». Наверное, он имел на это право: его биография не оставляет сомнений в том, что из своего туннеля реальности он выходил не единожды и не дважды, а гораздо большее число раз, оставив миру весомое научное и культурное наследие.

Каждый выход из туннеля обычно опасен и неприятен — но именно в этих кратких моментах и происходит настоящее творчество, в эти мгновения вы можете стать полубогом, который творит совершенно новую, уникальную реальность. Не теряйте эту возможность.