Тойота едет на Эверест. День 1: пальцы Чингисхана

В середине марта  раздался звонок:
- Алексей, привет! Какие планы? Мы хотим тебя пригласить на уникальную экспедицию "Тойота едет на Эверест". От Улан-Удэ машины проедут степями Бурятии и Монголии до границы с Китаем, а там к ним присоединится команда альпинистов. Завершится экспедиция в базовом лагере Эвереста на высоте 5500 метров. Что скажешь?
- Я готов! Откуда вылетаем?

Примерно так я узнал, что еду в Бурятию. Маршрут видился мне впечатляющим, несмотря на то, что  проехать мы должны были совсем небольшую его часть. Ведь руку к его созданию и прокатке приложил никто иной, как Алексей alexey_mochalov Мочалов - у него скучно не бывает.

Короткий брифинг в аэропорту, идеологическая, техническая части и просто пожелание удачи и хороших кадров, и мы отправляемся в Бурятию! Компания подобралась отличная - это Сергей Анашкевич, Артем Ачкасов и Игорь Бурцев.

Удивительное ощущение: ты летишь 6 часов по территории одной страны и не пролетел даже ее половины. На подлете к Байкалу в иллюминаторе начали показывать красивые картинки:

В аэропорту Улан-Уде "Байкал" нас уже встречали сверкающие белизной, обклеенные символикой экспедиции Тойоты Land Cruiser 200 и Land Cruiser 150 Prado:

Быстрое заселение в отель, завтрак и мы стартуем по маршруту - надо спешить, ведь джет лаг (разница с Москвой 5 часов) не дремлет и скоро начнет "рубить".

Считается, что рельеф Бурятии горно-котловинный, но большинство хребтов имеет очень мягкие очертания.

Мирно пасутся лошади. Места тут суровые и кажется, что зеленой травы не бывает - животные ищут что-то съедобное под снегом.

Местами даже дороги хорошие:

Но если асфальт кончается, то делает это внезапно:) впрочем на комфорте в LandCruiser Prado (а в 200ке - тем паче) это никак не отражается:

Первой точкой маршрута оказалась гора Омулёвая, её еще называют Спящий Лев. Омулёвая потому что во время нереста у подножья собирается много омуля, а Спящий Лев - потому, что очертаниями гора похожа на этого хищника.
Я сходства не заметил, если честно. Для буддистов и шаманистов Бурятии гора считается одним из святых мест, въезд на автомобилях сюда запрещен.

От подножья горы открывается прекрасный вид на долину реки Селенга, с вершины вид еще лучше, но склон был совсем сырой.

Перегон по грейдеру оказался настолько живописным, что мы проехали раз 5 туда обратно, чтобы сделать снимки:

Кругом покосившиеся домики. Что за люди живут тут? чем занимаются? какие у них интересы? - эти вопросы я буду задавать сам себе еще очень много раз за эту поездку.

Наконец, доехав до условной развилки мы сворачиваем в степь. Еще неделю назад тут все было в снегу, поэтому сухая на вид почва таит в себе массу сюрпризов. Раскидывая комки грязи, тяжелые внедорожники ползут к следующей точке:

Камни сопок с немым укором смотрят на нас. Кто только не проезжал мимо них за тысячелетия - и орды татаро-монголов, и выселенные в эти места старообрядцы и просто путешественники.

Въехав на плато, мы видим очередную точку нашего путешествия - так называемые, "Пальцы Чингисхана".
"Табан Хурган" или "Пальцы Чингисхана" - это грубый останец горных пород, который сформировался под действием серии разломов и действия эрозии.

По преданию - это правая кисть человека, выросшая из земли и просящая от Отца - Неба счастья, благополучия и удачи. Как считают верующие, это кисть Чингисхана, а левая находится в Монголии. Таким образом, Чингисхан как бы держит в руках некогда свои владения. Если верить антропологии, размах рук человека равен его росту. Таким образом, рост Чингисхана был по меньшей мере 130 километров (именно столько по прямой до ближайшей точки Монголии). Неплохо для Хана)

Место это и в самом деле довольно мистическое. Вокруг ни души, ветер завывает между камнями.
Кругом повязаны ленточки к столбам для коновязи "сэрге" и просто на ветках кустарника. Считалось, что когда ветер колышет ленточку с написанными на них старомонгольским вертикальным письмом молитвами, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.
Для духов в углублениях скал оставлены монеты, табак и сладости.

Буряты поклонялись «Пяти пальцам» вплоть до 1930 года. В советское время священные обряды прекратились на долгие годы. В 2006 году по многочисленным просьбам жителей представители религиозной организации шаманов «Тэнгэри» возобновили обряд поклонения «Табан хурган».

Двигаемся дальше. Под стать местной суровой природе складывается и быт местных жителей - старые покосившиеся дома, отсутствие дорог. Не знаю, могу ли я, столичный житель, судить и уж тем более осуждать кого бы то ни было, но ехать через эти полуживые поселки было бесконечно печально.

Между тем, солнце давным давно перевалило зенит и пора подкрепиться - и нам и автомобилям. Для экспедиции были выбраны бензиновые модификации, ведь даже бензиновому мотору на высоте 5500 метров придется несладко, чего уж говорить о дизеле, для которого надо еще найти топливо. Расход на обоих машинах составил около 18-20 литров на 100 км.
Себя мы прокормили в местном магазине "Нуурмай", где был прекрасный выбор вин и скудный выбор любых других продуктов питания:)

Подобную заправку я видел в последний раз... Пожалуй, никогда я не видел такой заправки:)
95го бензина в этих местах никто в глаза не видел, а дизель заменяет УАЗ с дровами. В ситуации застрять в глуши без мобильной связи или рискнуть и залить 92? Мы выбрали второй вариант, тем более что наши офф-роад инструкторы контролировали октановое число по запаху))))

Окружающая действительность только укрепляла ощущение сюра, царившее на заправке. С вышки колонии неподалеку в бинокль наблюдал за нами часовой - сюда нечасто заезжают большие внедорожники, а на переднем плане собака несла в зубах что-то похожее на крышку черепа. Я же говорю, сюр!

Заправившись, едем чутко прислушиваясь к работе двигателя. Никаких проблем! Никаких отклонений! Впереди нас ждет самое желанное офф-роад развлечение первого дня - ледовые переправы. Напомню, неделю назад маршрут прокатывался и лёд был крепкий, однако сейчас днем стабильно плюсовая температура.
Опасения подтвердились - посередине видна большая промоина, а оставшийся лед крошится даже под ногами. Едем в объезд.

Вторую переправу пришлось поискать - мы успели потеряться и встретить местного жителя на "Волге", который только что проехал по льду (по его собственным словам).
Добравшись до точки - возникли большие сомнения, не наврал ли бурят:) тут не то что на "Волге" - на крузаках страшновато было ехать.

Шаг за шагом инструктор простукивает лед палкой. Но что палка, когда поедут тяжелые крузаки?

На этот раз нам повезло и 3 тонные машины проехали без проблем. В этой экспедиции нам повезет еще не раз:)

В гостиницу мы возвращаемся по глубокой темноте. И совершенно без сил - без учета короткого сна в самолете, мы на ногах уже 1,5 суток.
Заправляемся буузами и спать - завтра снова в дорогу.

Продолжение следует...

Больше репортажей можно найти на моем сайте: alexeyzaytsev.ru