Фильм «Аритмия». О любви к людям, несмотря ни на что.

18.01.2018

Очень порадовало кино, тихой какой-то радостью, не без ноток грусти, но куда уж без них, когда дело о нашей стране идет. Поначалу, когда фильм анонсировали, подумалось, что это снова нечто «фестивальное», не для людей, и не про людей. А исключительно для жюри из Берлина, Венеции и Каннах. Нет, там тоже люди, но я про других, про нас. Двадцать минут просмотра, и начинаешь понимать – с какой же любовью к соотечественникам снято это кино, а это сейчас многого стоит.

Весь фильм герои фильма – спасают жизни. Это фильм об этом. А еще о том, что спасать жизни приходится вопреки всему – быту, вопреки инструкциям нелепой реформе здравоохранения. Приходится спасать жизни, и получать за это нагоняи. Но терпеть. Не потому, что зарплата держит, а потому что ощущает человек, как вот Олег (Александр Яценко) – врач скорой помощи, что это – его дело, что он умеет его делать хорошо, и поэтому, надо стиснуть зубы, и… Спасать людей. Даже если всё против этого. И таких людей в фильме – много. Как там пел БГ? «Они стоят как ступени, когда горящая нефть льется с этажа на этаж». Но он не прав, про таких людей иногда «пишут в газетах», и даже, как выяснилось, снимают кино. Сняли, наконец-то.

Знаете, когда я смотрел «Левиафана», я долго пытался понять, что меня больше всего смущает. И понял, это - отстраненный взгляд Звягинцева, который словно с высокого холма следит за возней «этих», ну, они там копошатся, «сжирают» морально друг друга, да еще и поубивать могут… И вот он снимает, чтобы потом показать их «там». И получить очередной приз. А в «Аритмии» - даже новый начальник-реформатор (Максим Лагашкин), показан с хорошими чертами. Так и бывает в жизни. Нет до конца плохих людей. А тех, кого мы таковыми считаем – просто не очень себя контролируют, по причине серьезных психических проблем. Вот в «Левиафане» - почти все такие. А в реальности - их совсем мало. Долька процента, маленькая, тысячная? Таких не часто встретишь. Поэтому - не веришь Звягинцеву.

Реальность – в «Аритмии». И любой врач вам это подтвердит. Да, иногда эта реальность не очень красива. Алкоголь. У вас есть знакомые врачи? Или вы врач? Тогда вы согласитесь, что и это – реальность. Но часто – вынужденная, нет, я не ищу оправданий, но… Когда каждый день спасаешь людей, вопреки всему, очень трудно жить. Нет, можно и легко, если заткнуть уши и не слышать совесть, пока она сама молчать станет. Герои «Аритмии» - не хотят, чтобы их совесть молчала. Они лезут под ножи, в пьяную драку; их может ударить человек, у которого умерла мать, и он считает, что виной этому – они, а не реформа здравоохранения; они, в конце концов, идут на риск, на подсудное дело, спасая ребенка.

И, наверное, им, как и всем, хочется чуть больше покоя, обустроенного быта, семейного счастья. Чтобы было где, хоть на время, уединиться. Немного отдохнуть от созерцания человеческих страданий. У них плохо с бытом, у главного героя еще и драма с женой – Екатериной (Ирина Горбачева) случилась, поэтому – они стараются чаще быть вместе, за столом, с тостами, и это считают отдыхом. Ох, как многие люди у нас так живут. И режиссер, Борис Хлебников, их любит. Бережно к ним относится, как они к своим пациентам. Это фильм про любовь, да. Про «нелюбовь» - уже надоело. Уже все устали от неё.

Гениальное название, да. И диагноз всем нам поставлен верный. Поэтому – фильму веришь. Нет, у нас не истощение, как некоторым кажется, и даже не рак, потому что мы надеемся исцелиться. Аритмия – нарушение сердечного ритма. Вот с ним проблемы, нет стабильности в нем. Пришла пора выздоравливать, братцы… Несмотря ни что. И даже – вопреки многому. А что еще делать остается-то?