Женский бизнес: типичные истории провалов

24 October 2018
973 full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
973 read the story to the endThat's 68% of the total page views
5 minutes — average reading time

Плоха та мамочка, которая не попыталась открыть собственный бизнес, сидя в декрете. Сегодня основным мотиватором для этого являются соцсети. Сидит в законном отпуске молодая мама, от скуки и одиночества бороздит просторы интернета, а там сплошь и рядом - «бизнесвуменши». Кто-то стряпает самодельные торты у себя в крохотной кухне в промышленных масштабах, другая хочет обвязать своими шарфами весь мир, третья вообще замахнулась на организацию общегородского фестиваля для младенцев-вундеркиндов. Все, вроде, ладно и шоколадно, только по выходу из декрета почему-то азартные бизнесмены в юбках снова идут на свою привычную наемную работу. Стоит отметить, что история знает немало успешных женщин, достигших бизнес-вершин, и каждый их случай уникален. А ошибки и провалы в женском предпринимательстве большинство совершает типичные.

Неадекватная цена на посредственные вещи

По статистике 80% женщин открывают бизнес на женскую или детскую тему. С рождением малыша круг интересов дам резко сужается: какой бы активной и деловой ни была мамочка, все ее мысли начинают крутиться около своего «птенца». Несколько лет назад в связи со сверхбыстрым ростом Инстаграма нас буквально засыпало лавиной из фотографий вязанных детских шапок, авторских игрушек, украшений на кроватки и прочих милых безделушек. Только вот цены на них были совсем не милые! Создательницы шерстяной красоты совсем забыли, что их клиенты – те же мамы-декретницы – зачастую экономят деньги и предпочтут приобрести шапку за 500 р. в супермаркете, нежели рукотворный «шедевр» за 5000 р.

И вот навязала предприимчивая мама шапок, нафотографировала их, заспамила у своих подружек всю ленту новостей, а продаж нет! От разочарования она сетует, что в городе не осталось ценителей ручной работы. А надо было хотя бы самой себе задать вопрос, как много тысяч рублей она сама тратит на вязаные вещи в месяц. Скорее всего, она и вязать-то начала из-за желания сэкономить.

Отсутствие знаний о продажах как бизнес-процессе

Самозанятость от скуки – это не бизнес! И многие дамы этого не понимают. Начинающие рукодельницы не хотят читать учебники по маркетингу, писать бизнес-план и т.п. Гораздо интереснее сначала закупить на десятки, а то и сотни тысяч рублей материалы, а затем сразу реализовывать продукт. А он, коварный, почему-то совсем не хочет продаваться! И понятно почему: каналы продаж не налажены, аудитория не продумана, спрос не изучен. Зато в голове крутится бред про сарафанное радио, которое сейчас не работает даже в маленьких деревнях, не говоря уж о городах-миллиониках.

Мысли масштабно - пусти пыль в глаза подружкам!

Многие не хотят думать о такой мелочи, как тестирование бизнес-проекта, арендуют огромную торговую площадь в популярном ТЦ, снимают офис в роскошном бизнес-центре. Деньги вкладываются в благоустройство и достойный коврик на ресепшн своего салона. А затем… кредитные деньги заканчиваются! «Как нет денег? – спрашивает бизнесвумен у себя, - Мы еще даже и не открылись! Я только придумала дизайн вывески, визиток и занавесок!» Да, женщинам как эмоциональным созданиям важнее, какого цвета будет вывеска, и как она будет сама смотреться в новом кожаном кресле, чем нудная воронка продаж и настраивание Яндекс Директа.

Эпичная история случилась с одной моей знакомой. По наследству ей от бабушки досталась трехкомнатная квартира в центре города, и дама решила поиграть в бизнес за счет нее. На деньги от продажи квартиры был снят огромный офис в том же центре и сделан роскошный ремонт под шоу-рум брендовой одежды итальянской марки. Ремонт длился чуть ли не год, и за это время дама даже не подумала о создании хотя бы примитивной группы в «Контакте», и ей не пришло в голову узнать, насколько нижегородцы готовы носить юбки за 60000 рублей.

Как водится, затем было пафосное открытие с фотосессией и шампанским, странными гостями, которым явно не по карману сия одежда… А через 4 месяца произошло скромное закрытие так и не взлетевшего магазинчика. Теперь дама выплачивает кредит (бабушкиных денег не хватило за закупку всей одежды в Италии).

Практически аналогичные истории происходят с детскими развивающими центрами: не просчитав спрос на кружки, активные мамы считают, что все вокруг готовы тратит миллионы на развитие своих чад. В итоге, в эти «развивашки» ходят время от времени 10-15 сопливых детей в месяц (на занятия по цене в 300 рублей). А между тем, нужно регулярно выплачивать зарплату сотрудникам, налоги, аренду, уборку, расходные материалы для мастер-классов.

Выбор сферы, где не заработать миллиарды

Возьмем, к примеру, beauty-сферу. Несколько лет назад произошел бум в индустрии красоты Нижнего Новгорода. Маленькие салончики открывались чуть ли не в каждом подъезде: каждая вторая мамочка отучилась на курсах маникюра, получила за три дня диплом косметолога. Расчет понятен – на услуги в этой сфере всегда будет спрос: волосы нужно стричь, ногти нужно красить.

Беда в том, что цены на свои услуги нельзя поднять выше средних по городу. Если ты не раскрученный человек-бренд и не руководишь брендовым салоном, за твою работу не будут переплачивать, даже когда она очень качественная.

ЗАВИСТЬ ГУБИТ

Чужой бизнес часто кажется очень прибыльным, пока ты не начинаешь свой такой же. Следующая история, случившаяся с моей подругой, весьма поучительна.

Сестра подруги работала менеджером в шиномонтаже и фирме про продаже шин. Ей казалось, что в данной нише хозяин греб деньги лопатой, и сестры решили стырить бизнес-модель, базу клиентов и открыть собственную фирму. К делу подошли ответственно: оформили ИП, наняли гараж, автомехаников, нарисовали красивый сайт и запустили рекламу в Яндексе. Уже предвкушали, как переобуют весь Нижний Новгород и уедут на всю зиму в Тайланд.

Но народ, как оказалось, не особо спешил к ним. Та же реклама в Яндекс Директ давала им почти столько же клиентских денег, сколько они на нее тратили. А основная беда пришла, откуда не ждали: нанятые девушками работники стали их обманывать! Мужики подделывали шины и отчетности, проворачивали хитрые схемы. Окончательный итог бизнесу подвела весть о том, что шиномонтаж стал должен местному авторитету астрономическую сумму. Как вылезти из всего этого, дамы до сих пор не понимают и с горечью вспоминают, как когда-то они увидели в Инстаграме прежнего работодателя его новенький Мерседес, и им захотелось такой же.

НЕ РАССЧИТАЛА СИЛЫ

Очень многих подводит неумение создавать команду для своего бизнеса – из-за боязни нести ответственность за работников или из-за самовлюбленной уверенности в своих талантах, желания делать все самостоятельно даже в тех областях, в которых не особо разбираешься. Это часто приводит к тому, что женщина, устав от бесконечного решения оргвопросов, нервотрепки и элементарного физического переутомления, бросает задуманное на полпути.

Жадная и круглосуточно зависающая в соцсетях девушка, посмотрев пару бесплатных вебинаров, решает, что она продвинутый маркетолог, и начинает клепать невыносимо скучные рекламные объявления, от которых тошнит даже интернет-ботов. Затем хватается за собственный блог, мнит, что всему миру интересно, какую кашку ест ее чадо, параллельно там же пытается рекламировать свои услуги маникюра… и опять расстраивается, что нет ни клиентов, ни миллионной армии подписчиков.

Онлайн-тренинги по бизнесу – отдельная тема. Они накачивают обычных людей беспочвенной мотивацией и вселяют уверенность, что они станут миллиардерами. Но такое бывает лишь с единицами. Сколько бы среднестатистическая домохозяйка не проводила часов за просмотром выступлений бизнес-тренеров, если ей не хватает усидчивости написать и просчитать даже бизнес-план, то при первой же трудности она сожжет все свои ресурсы. Банальный трудовой спор с нерадивым сотрудником, непорядочные поставщики или арендодатели - и девушке уже кажется, что ситуация безвыходная, а самый простой способ решить проблемы - закрытие бизнеса.

Итог. Больше чем уверена, что лет через десять волна женского предпринимательства пройдет, домохозяйки наиграются в бизнес-леди, а на плаву останутся лишь те дамы, которые смогли отрастить мужские первичные половые признаки.

ЗОЯ БОЛЬШАКОВА