Как общаться с "неудобными" людьми?

17 February 2020

С так называемыми "неудобными" людьми мы сталкиваемся постоянно (градус озлобления в российском обществе в целом очень высокий). Речь идет о тех, кто без особых причин срывается на окружающих, заводится с пол-оборота, извергает изо рта оскорбления, придирается к каждой мелочи. Это может быть и уборщица, считающая себя "королевой здания", и охранник, обращающийся с гостями как с потенциальными преступниками, и бизнесмен, остро реагирующий на любые предложения о сотрудничестве, и кондуктор, нервничающий из-за отсутствия сдачи... Хуже, если "неудобным" человеком является кто-то из близких людей, с которыми приходится контактировать постоянно. Как правильно реагировать на беспричинную злобу? Откуда ее корни? Можно ли изменить настрой "колючего" человека? Об этом "Alfa Жизни" рассказала психолог, расстановщик из Санкт-Петербурга Ольга Хрумало-Мартенс.

Как общаться с "неудобными" людьми?

ОТКУДА БЕРУТСЯ "НЕУДОБНЫЕ" ЛЮДИ?

"Причины "вечной злобности" людей бывают разными, - говорит Ольга Хрумало, - Но, пожалуй, самая распространенная - то, что человек ощущает себя маленьким. И дело здесь вовсе не в физических размерах. Это чувство, что тебя не замечают, не ценят, что ты мало чего из себя представляешь и мало чего добился, по сравнению с людьми, входящими в окружение. Такой человек бессознательно или сознательно стремится стать больше, обратить на себя внимание. Крик, нецензурные слова, размахивание руками - все это в переводе на бессознательное означает: "Я здесь! Я хочу быть услышанным! Я тоже что-то значу!" Если окружающие будут считывать истинное значение повышения голоса и оскорблений, то станут по-другому воспринимать "неудобных" людей".

По словам Ольги, в основном корни "ощущения маленького человека" идут из детства. Вероятно, ребенок рос в семье, где почти никогда не учитывалось его мнение, где родители постоянно ставили его перед фактом, не советуясь (покупали одежду исключительно на свой вкус, отдавали в интересные только им кружки и т.д.). Или просто ребенок испытывал дефицит внимания родителей, занятых работой и своими проблемами. Это ощущение ненужности он перенес и во взрослую жизнь.

Есть и другие причины "беспричинной" злобы людей, от стресса, длительной депрессии до жизни в определенной среде, где сама атмосфера пропитана ненавистью, агрессией, которыми легко "заразиться". Однозначно можно сказать одно: такие люди больше заслуживают жалости и сочувствия, чем ответной агрессии.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА НЕОБОСНОВАННЫЕ НАПАДКИ?

Самое главное - не принимать на себя, близко к сердцу слова тех, у кого вошло в привычку срываться на окружающих. Игнор - лучшая реакция (жужжит муха что-то над ухом - ну, и пусть себе жужжит). Его злобные люди не любят: им интереснее вызывать в вас чувство обиды и боль. Пожалуй, лучший словесный ответ на неожиданную ругань и претензии в свой адрес: "Я тебя услышал, понимаю тебя". Он как раз обращается к ИСТИННОМУ запросу человека. Можно спросить в ненавязчивой форме, что на самом деле беспокоит человека, из-за чего испытывает стресс, чем ему можно помочь (если это близкий человек, то о его проблеме лучше говорить тогда, когда он будет в спокойном состоянии). Юмор в ответ на агрессию тоже очень уместен, но здесь, конечно, нужно самому пребывать в ресурсе, ощущать уверенность и целостность. Чтобы не страдать и не "заводиться" от выпадов в свой адрес, стоит, прежде всего, научиться управлять собственной злостью. Важно как бы отделить ее от себя, гасить, когда это требуется, и, наоборот, не бояться проявлять ее в отдельных ситуациях (многие люди, ставшие злобными, раньше очень долго прятали эмоции в себе, но потом их прорвало). Несколько экспресс-советов по управлению своими чувствами читайте ниже.

А теперь о том, как можно повлиять на "неудобного" человека, изменить его поведение. Любые эмоции и состояния заразны. Это касается, как злости, так и... спокойствия! Подчеркнутое, направленное в сторону собеседника спокойствие может изменить его состояние, убавить пыл. Если это близкий вам человек, стоит разобрать его проблему на глубинном уровне, возможно, посоветовать хорошего психолога.

ПОЛЕЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вот несколько творческих упражнений от Ольги Хрумало, которые будут крайне полезны, если общение с "неудобными" людьми высасывают вашу энергию.

Вспомните ситуацию, когда кто-то напал на вас с претензиями и оскорблениями, несмотря на ваше позитивное настроение, воспроизведите чувства, которые вы при этом испытывали. Возьмите лист (или несколько листов) бумаги и нарисуйте на нем разными цветами свои эмоции через образы (может, это выжженная земля, рана в теле, еще что-то). Далее получившуюся картину прикрепите на предмет одежды (шарф, пиджак...) и покройтесь им с головой. Теперь можно представить себя на месте злобного человека, попытаться понять, что он чувствует. Скорее всего, он захочет кричать от того, как ему темно и неуютно, от того, что вокруг него сплошной негатив и окружающие его сторонятся. Побывав в шкуре "неудобного" человека, вы по-другому начнете относится к ситуациям, описанным выше, вам будет легче отделять чужие проблемы от своих эмоций. Это упражнение, как и следующее, можно делать периодически в свободное время, если чужая беспричинная злоба выводит вас из равновесия.

Еще стоит попробовать психологическую аппликацию. Купите цветную бумагу и вырежьте из нее 2 фигурки разных цветов, отображающие вас и вашего обидчика. Допустим, вы - сочная свежая груша, а он - подгнивающий фрукт, вы - фонтан с чистой голубой водой, а он мутноватый, зеленоватый. Далее приложите вырезанные фигурки к цветному листу, выполняющему роль фона. Сначала можно взять лист примерно такого же цвета, как фигурка вашего оппонента: прочувствуйте, какая давящая атмосфера возникает в таком сочетании. А потом положите фигурки на лист яркого, контрастного цвета: атмосфера сильно изменится! "Мутный фонтан" или "подгнившая груша" потеряют свое энергетическое влияние, останутся одинокими в своей злобе, не способными испортить настроение окружающим. Когда данная картина отложится в вашем подсознании, вам станет гораздо проще контактировать с "неудобными" людьми.