Плейбэк театр: Когда можно увидеть свою жизнь на сцене

15 October 2020

Хотели бы посмотреть историю, случившуюся в ВАШЕЙ жизни, на сцене - в исполнении профессиональных актеров? Именно такую возможность имеют зрители на спектаклях в формате плейбэк, в который влюбляется все больше людей по всему миру. Плейбэк — это театр импровизации, спонтанный и интерактивный. Здесь нет жестких рамок, четвертой стены, а люди из зала становятся сценаристами и полноценными участниками происходящего. Об особенностях спектаклей данного формата "AlfaЖизни" рассказала Екатерина Аристова, актриса, психолог и один из организаторов нижегородского плейбэк театра «Совиный угол».

КАК ПРОХОДИТ ПЛЕЙБЕК-СПЕКТАКЛЬ?

Зрители видят на сцене 4 или 5 актеров. Слева от сцены расположено 2 стула: один для ведущего (в плейбэке он называется "кондактор") перформанса, другой - для человека, который будет рассказывать историю. Справа от сцены обычно размещается музыкант. Вначале ведущий предлагает зрителям рассказать историю из своей жизни. Человек, который готов это сделать, выходит на сцену и занимает стул рассказчика. Во время и после рассказа истории ведущий задает уточняющие вопросы.

Итак, история понята и принята актерами и зрителями: начинается сам спектакль. С помощью импровизации артисты показывают то, что услышали от рассказчика. Музыкант тоже включается в игру: его импровизация создает атмосферу перформанса. В итоге, на сцене получается короткий спектакль с действующими лицами, главным героем, завязкой, кульминацией и решением. Заканчивая игру, актеры обычно замирают и смотрят на рассказчика в знак того, что их инсценировка будет принята. Последнему дается слово: он может прокомментировать увиденное или что-нибудь трансформировать в постановке — актеры это снова разыграют. Затем на сцену приглашается следующий зритель со своей историей. За один вечер может быть 7-10 рассказчиков в зависимости от продолжительности действа.

НЕМНОГО ИСТОРИИ И ПРИНЦИПЫ PLAYBACK

Плейбэк как направление современного театрального искусства зародился в США в 1975 году. Его основателем считается непрофессиональный актер Джонатан Фокс. Вместе со своей супругой Джо Салас он создал труппу “Hudson River”. Ее девизом была фраза: «Мы играем историю, возвращая ее тебе» ("back" по-английски - "возвращать"). В 2014 году семейную чету номинировали на альтернативную нобелевскую премию за мужество и социальные трансформации в мире. Сегодня плейбэк театр распространился по всем континентам, став инструментом для самовыражения, развития толерантности и оздоровления общества.

Главный герой плейбэк-представления - история рассказчика, доверившего актерам и зрителям кусочек своей жизни. Он может быть забавным или трогательным, мимолетным или оставившим глубокий след в душе, сном или рассказом об эмоциях и чувствах. На сцене история раскрывается по-новому, приобретает новые смыслы благодаря игре (чаще всего) четырех актеров и музыканта. Такой состав оптимален для воплощения большинства ситуаций. Все актеры играют в однотонной одежде (обычно черной). Смысл этой традиции - не отвлекать дизайном костюмов или декораций от главного - истории. Изначальная нейтральность актеров важна потому, что невозможно предугадать, кого им предстоит играть - человека, эмоцию, состояние, животное, предмет, часть тела, мысль или что-то еще. Все, что происходит на сцене - чистейшая импровизация. Взаимодействие между людьми строится на доверии и сопричастности всех к общей атмосфере.

В плейбэк театре играют непрофессиональные актеры, которые прошли специальное обучение. То есть у любого человека есть возможность стать участником данного направления искусства. Обучение важно потому, что нужно знать ритуалы, формы, линию построения перформанса, а также прокачать свои личностные качества, потренировать спонтанность, открытость и честность своего проявления, навыки импровизации. В плейбэке, по словам Екатерины, участников очень много хвалят, поэтому вопросы с самооценкой актеров решаются очень быстро: каждый верит и видит свой успех.

"Больше всего в плейбэк мне нравится одновременное наличие, как импровизации, так и структуры. Гармония этих двух компонентов позволяет объемно показать на сцене историю, рассказанную зрителем, - делится актер плейбэк-театра "Совиный угол" Андрей Зобнев. - В импровизации всегда много энергии и творчества, но в плейбэк она ограничена определенной формой, а ее вариантов - огромное количество. Благодаря сочетанию формы и импровизации история на сцене становится яркой и многогранной, как ограненный алмаз в красивой оправе".

Зрители во время спектакля вместе проживают истории друг друга. Каждый рассказ становится ценностью для всех присутствующих: все разделяют эмоции рассказчика, личные переживания становятся общими. По сути, приехав на перформанс поодиночке, как в обычный театр, они очень быстро становятся небольшим сообществом, объединенные общим контекстом, переживанием.

ПОЛЕЗНОЕ ИСКУССТВО

Плэйбэк - это намного больше, чем просто получение удовольствия и способ проведения досуга. Это богатая пища для ума и для души, которая позволяет зрителям многое понять про себя и свою жизнь. Плэйбэк дает возможность людям быть услышанными, в том числе меньшинствам (например, инвалидам), поднимает социальные и личностные проблемы. Нередко актеры устраивают перформансы для религиозных меньшинств, людей, переживших травму, катастрофу, подвергающихся политическому насилию и гонению. Спектакли разыгрываются даже на свадьбах и похоронах. А еще формат хорошо работает на конференциях, фестивалях, корпоративных мероприятиях, может быть средством развития организаций.

Многие читатели наверняка уже заметили и сходства плейбэка с некоторыми инструментами психотерапии, например, психодрамой, расстановками. Действительно, спектакли часто оказывают целительное воздействие как на зрителей, так и на людей, ставших актерами. Но отличие от психотерапии состоит в том, что представления не носят направленного характера (на решение проблемы), и здесь отсутствует конфиденциальность. И, конечно, тут разыгрываются не только драмы и серьезные конфликты, но и вполне веселые и счастливые истории. Здесь больше делятся впечатлениями, ведут диалог, а не ищут решения. "Я верю, что нам нужно встретиться с истиной прошлого для того, чтобы представить себе позитивное будущее. В этом отношении психодрама и плейбэк театр полностью совпадают", - говорил Джонатан Фокс

Сейчас, в период пандемии, плейбэк, как никогда, может оказаться востребованным и нести свой целительный эффект зрителям. Многие люди, столкнувшись с неопределенностью и непониманием, как жить дальше, испытывают величайший стресс, тревожность и даже панику. Иметь возможность делиться своими переживаниями, быть услышанным, понятым, увидеть, что ты не один в этот сложный период – уже большой шаг к облегчению и поиску того, как жить дальше. "Мы, участники труппы "Совиный угол", почувствовали это на себе в весеннюю изоляцию, - делится Екатерина. - Плейбэк объединил и сблизил нас, позволил многим экологично прожить сложности изоляции. Кстати, в карантин обнаружилось, что плейбэк прекрасно жизнеспособен и в онлайне".

Плейбэк, безусловно, "прокачивает" как личность каждого актера. У них формируется устойчивость к неопределенности и готовность импровизировать, что в психологии часто называют «творческим приспособлением». Все это очень полезно во многих жизненных ситуациях и дает особую свободу.

СПЕКТАКЛИ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ЖИЗНЬ

То, что плейбэк-спектакли - нечто большее, чем развлекательное представление, видно на примере многих конкретных историй, позволивших рассказчикам взглянуть на себя и какую-то жизненную ситуацию с новой стороны. Екатерина Аристова делится некоторыми из них.

Однажды девушка повествовала о своей любви к маме и своих переживаниях от ее продолжительной болезни. Она страдала от ее капризов и требования «возвращать вложенную в дочь любовь». Для героини истории это было очень изматывающим и горестным: в противоречии сошлись большая любовь к маме и изможденность, усталость от ситуации. На сцене тогда произошло очень яркое действие, рвущее сердце: были слезы, боль, горе, опустошение, принятие, радость и любовь. Главный итог: героиня смогла принять ситуацию, увидеть со стороны и найти в своей душе примирение и прощение для себя и для мамы... Через непродолжительное время после перформанса мама героини ушла. Возникшая на спектакле возможность допрожить непрожитую в реальной жизни историю избавила девушку от ложного чувства вины и невыполненного перед мамой долга.

Более позитивная история: молодая девушка познакомилась с иностранцем. Отношения стали развиваться так гладко и стремительно, что это даже испугало ее. Данную ситуацию она, находясь в растерянности и сомнениях, рассказала на перформансе. Актеры сыграли эту историю для героини. В конце она сделала вывод, что не готова сейчас к таким серьезным и быстрым изменениям в своей жизни: дружеский формат наиболее приемлем для нее.

А тренд этого года - "пандемические" истории. Люди делились, как они выживали в период изоляции с тремя и более детьми под одной крышей 24/7. Происходило осознание сложности и неизбежности определенных событий, а также ценности особой близости с детьми и семьей, которой давно не случалось в такой концентрации. На спектаклях находилось живое подтверждение, что человек не один в этой ситуации, что это коснулось практически каждого. И эта общность, возникавшая во время перфомансов, была поддерживающей. Были и истории, в которых людям открывалась важность наличия свободы и выбора для человека - то, что не ценилось в «прежней» жизни, поскольку было делом обыденным. Они позволили увидеть прекрасное и достаточное в малом и доступном.