Психологические особенности публики 5-ти популярных соцсетей: VK, Insta, FB, Twitter, Однолассники

Те, кто ежедневно заглядывает хотя бы в несколько соцсетей, наверняка замечали, что они отличаются не только функционалом, но и атмосферой, самой публикой, которая там сидит и активно публикует посты. В данной статье мы решили обобщить некоторые типичные черты, свойственные значительной части пользователей каждой из пяти популярных в России площадок. При этом мы попытались проанализировать, как функционал соцсетей влияет на психологию людей. Конечно, наш обзор – это не истина во всех инстанциях (поэтому, если кого-то что-то заденет – не обижайтесь), а лишь субъективная оценка наблюдаемой картины. Наверняка, многие узнают здесь себя или своих знакомых.

В КОНТАКТЕ

Выделить типичные качества у пользователей VK практически невозможно. Это совершенно разные люди с разными потребностями. Страница VK – это, по сути, виртуальное представительство в сети почти каждого россиянина. Если человек давно ничего не публиковал на своей «стене», для остальных это признак, что с ним что-то не то. Кто-то использует эту соцсеть преимущественно для решения деловых вопросов, кто-то – как хранилище файлов, кто-то – как место, где можно поиграть в игры, послушать музыку и посмотреть кино, для кого-то это площадка для продвижения собственного творчества, и т.д., и т.п.

Есть, конечно, особая категория «контактозависимых», которые и 15 минут не могут прожить без него, но в этом не вина социальной сети, а психологические проблемы отдельных людей. Чему «научил» огромную армию пользователей функционал «В Контакте»? Во-первых, это общение с малознакомыми людьми, от которых что-то нужно, расширение связей за счет них: нашему поколению проще проявлять инициативу и вести дела с незнакомцами, чем тем, кто жил в «доконтактную» эру. Во-вторых, многочисленные конкурсы с репостами учат оказывать помощь нуждающимся и не стесняться самому о ней просить. В-третьих, VK бережет нервные клетки, дает ощущение дополнительного контроля за происходящим. Забыли, во сколько начинается важное мероприятие и в чем вообще его суть? Зашли в его группу, связались с администратором (если в группе недостаточно информации). Обнаружили, что забыли записать номер телефона человека, за час до встречи с ним? Пишите ему личное сообщение. Кто-то подвел в каких-то делах? Быстро ищите замену через сеть друзей…

Сама возможность поставить таймер на выход поста в нужное время убирает много суеты из повседневной жизни. «В Контакте» упростил и сократил по времени все процессы. И в целом сеть дает ощущение безграничности возможностей человека, разнообразия жизни, единения с огромным миром. Конечно, элементы всего вышеперечисленного дают и другие соцсети, но так глобально и полноценно (благодаря широкому и удобному функционалу) это происходит, пожалуй, именно здесь.

INSTAGRAM

Instagram – это платформа, где женщины являются и основными пользователями, и основными генераторами контента. Почему так произошло, в принципе, понятно. Для мужчин фото и «кастрированные» видео, составляющие ядро Инстаграма, явно недостаточно интересны для самовыражения, развлечения и получения ценной информации. Их привлекает действие и глубина, которых в Инстаграме нет. А вот женщин как эмоциональных созданий фотографии действительно цепляют, пробуждают воспоминания и мысли, стимулируют к действиям. Поэтому можно выделить лишь несколько причин для мужчины долго сидеть в Инстаграмме: если он публичный человек (удобно выкладывать лаконичные посты, наличие большой базы поклонниц), если ему хочется полюбоваться девушками во всех ракурсах и если он что-то рекламирует (хотя реклама без участия девушек здесь вряд ли будет эффективной).

Итак, Инстаграм в основном используют девушки, желающие показать себя во всей красе, найти конкретные советы для поддержания своей привлекательности и источники для мотивации, примеры для подражания, которыми являются красивые и успешные дамы. Это еще и уникальное пространство (пожалуй, после семьи, второе по значимости), где представительницы женского пола могут реализовать себя. Реализация заключается в получении внимания к себе со стороны мужчин и восхищенных женщин и в конкретном заработке денег на рекламе. Это просто мечта: ты лишь заботишься о своем внешнем виде, выставляешь напоказ упругие ягодицы и получаешь доход. Большинство участниц современных реалити-шоу уже не скрывают, что идут туда ради успеха в Инстаграме. А для тех, у кого нет особого желания вести свой фотоблог, Инстаграм является важным индикатором, по которому они сравнивают себя с другими, измеряют личную привлекательность.

Вывод. Положительная роль Инстаграма в том, что он стимулирует девушек развиваться, следить за собой, что-то делать, чтобы быть востребованными. Правда, все развитие ограничивается внешностью, фигурой и стилем. Поэтому у многих активных пользовательниц данной соцсети на подсознании откладывается искаженная картина о мире (как будто в нем первостепенно физическое и материальное, а остальное – не важно). А еще в попытках подражать кумирам жительницы городов теряют свою индивидуальность. Хорошо, что красоток на улице становится все больше, но и разочарование от их пустоты и предсказуемости постигает все чаще.

FACEBOOK

Самая популярная соцсеть в мире превратилась в России в площадку для взрослых, по охвату аудитории сильно уступающую основному аналогу – «В Контакте». Как так получилось? Молодая аудитория намного быстрее освоила Интернет, чем старшие поколения. Она еще в конце нулевых определила для себя, что по количеству функций и удобству «В Контакте» выигрывает у Facebook, и сосредоточилась на российской соцсети. Основная масса взрослых познакомилась с VK, когда он уже был оккупирован школьниками и студентами. Они почувствовали себя белыми воронами на чужом праздники жизни.

А на Facebook не было такого засилья молодежи, ряда раздражающих и отвлекающих моментов, вроде современной музыки и приколов, поэтому там можно было дышать свободнее. Вообще чувствовалось, что представители первой волны русскоязычного Фейсбука транслировали в мир некий протест: «Я здесь, а не в «Контакте», так как выше этого – более серьезный, деловой и т.п.». И по сей день дух того протеста витает в соцсети, хотя уже стал более размытым с приходом новой аудитории.

Традиции Фейсбука – обсуждение пользователями глобальных вопросов (политика, бизнес, психология и т.д.), написание длинных текстов, которые здесь часто дочитываются до конца, в отличие от остальных соцсетей. Это во многом площадка для дискуссий и деловых знакомств. Люди здесь самовыражаются в основном за счет публикации своей позиции по разным вопросам. Правда, во многих постах прослеживаются признаки самолюбования. Многие пишут просто для пиара и возвышения себя в своих же глазах (ценность лайков в Фейсбуке выше, чем в «Контакте», что побуждает усиленно бороться за них). В Твиттере, где так же пользователи активно обсуждают события и общественные проблемы, такой эгоизм выражен гораздо меньше. Многие владельцы аккаунтов относятся к своим постам, как писатели – к своим книгам: важно, чтобы они вызывали реакцию у публики, хоть положительную, хоть отрицательную. Но есть и те, кому важнее, чем обратная связь, просто возможность высказаться о том, о чем невозможно молчать.

Выводы. Фейсбук, безусловно, стимулирует людей расширять свой кругозор и развивать интеллект, незаурядно и обдуманно подходить к написанию постов, хотя бы ради того же пиара и стремления быть таким же популярным, как топ-блогеры. Но в русском Фейсбуке наблюдается такая тенденция как отстранение от окружающего мира: посты публикуются в основном для уже подготовленной и лояльной публики, а не для всех подряд. Ограниченность по возрасту и общему количеству читателей формируют в соцсети узкие уголки по интересам, внутри которых комфортно.

ОДНОКЛАССНИКИ

Соцсеть, уже одно название которой вызывает легкую улыбку, обычным людям будет интересна разве что тем, что здесь можно познакомиться с экзотическим внутренним миром основного контингента – женщин после 35 лет. Как правило, это либо домохозяйки, либо те, кто занимается наемным трудом, у кого достаточно много свободного времени, но мало возможностей получить яркие эмоции в реальности. Почему данная сеть им нравится? Пожалуй, здесь та же история, что и с Фейсбуком: молодежь в своей массе, в том числе девушки, сюда не пошла из-за ограниченного функционала (по сравнению с VK). В отсутствие молодых «конкуренток» взрослые женщины чувствуют здесь себя востребованными королевами. А, по сравнению с тем же Фейсбуком, темы здесь поднимаются менее серьезные, более приземленные, бытовые.

Значительная часть местной аудитории, помимо общения в сети, любит такой анахронизм как ежедневный просмотр телевизора, поэтому специфичный круг тем, интересный владельцам страниц, можно легко представить: собеседники обсуждают внешние недостатки и поведение известных людей, «коварные планы» США против России, кулинарные рецепты, народную медицину и т.п.

Отличительная особенность «Одноклассников» - возможность оценивать фотографии по определенной градации. Это провоцирует людей на 2 типа сомнительных действий – неискреннюю лесть и на использование возможности «подгадить» человеку, выплеснуть свое недовольство. Некоторое время назад цифровые оценки были заменены на более многозначные и менее обидные смайлики, но «войны» за «репутацию» здесь не прекращаются. Оценки здесь воспринимают близко к сердцу: за проставленную «единицу» и эквивалентные значки можно услышать полный диапазон русской матерной лексики. Еще больше выбивает из зоны комфорта возможность узнать, кто заходил на твою страницу. Такая функция заставляет пользователей постоянно думать о том, что скажут (подумают, увидят) окружающие.

Вывод. Данная соцсеть невольно развивает в людях зависимость от чужого мнения, побуждает самоутверждаться за счет других. С другой стороны, для многих людей она является чуть ли не единственной возможностью для проявления собственной индивидуальности. Еще функционал Одноклассников заставляет людей сосредотачиваться на внутреннем общении, нежели читать новостную ленту. Это формирует установку, что личные дела и проблемы намного важнее того, что творится в городе, стране и мире. Поэтому здесь немало взрослых людей с детским инфантилизмом. Повторюсь, это лишь наблюдения, не претендующие на абсолютную истину.

TWITTER

Twitter имеет самые большие ограничения по размещению постов: допускается весьма скромное количество знаков в сообщении, и с фотками не разгуляешься. Поэтому тут нет такой мешанины из фото, видео и рекламы, как в других топ-соцсетях. Из-за скромности средств для самовыражения площадка отталкивает самовлюбленных людей, любящих описывать каждую секунду своей жизни и постить пафосные чужие цитаты, чтобы повысить свою значимость в чужих глазах. И это одна из причин того, что акценты в Твиттере смещены в весьма позитивную сторону: люди публикуют в основном не личную информацию, а обсуждают злободневные темы. И ругаются здесь не из-за критики внешности и обидных комментариев, а из-за отличающегося мнения по разным событиям.

Обсуждать значимые для общества вопросы побуждает и система хештегов (и актуальных тем). Собственно, именно они являются основным двигателем Твиттера: кликнув на тему, ты видишь все высказывания и все новости по ней, изучаешь ее во всех нюансах, если есть желание – присоединяешься к дискуссиям. Все это делает Твиттер, пожалуй, лучшим источником получения оперативных и объективных новостей о происходящем в стране и мире. Информация здесь появляется раньше, чем в других соцсетях, не говоря уже о «сверхтормозном» и зачастую лживом телевидении и радио. Конечно, по хештегам продвигаются и многочисленные посты от проплаченных «ботов», но они видны сразу и не могут серьезно исказить объективную картину мира и настроения людей.

Фактически пользователи Твиттера создают своей активностью мощную нейросеть, которая всегда в курсе всего, что происходит, и при этом может даже влиять на события. Например, люди предпринимают совместные действия по борьбе с несправедливостью, если где-то случилась трагедия и нужна помощь, придают огласке то, что нехорошие личности хотели скрыть, создают и раскручивают петиции, совместно ищут ту или иную информацию. Таким образом, в Твиттере аккумулируется сообщество небезразличных, отзывчивых людей с духом коллективизма, информированных, а, значит, умных, хотя бы в тех областях, которые им интересны.

MC BRAT