«Разводилово" - главный бизнес в России?

27 July 2018

На написание данного материала меня вдохновило посещение одного «оздоровительного» центра. В рамках "бесплатной" промо-акции нам с девушкой там оказали ряд услуг, а потом предложили (в бескомпромиссной форме) подписать годовой договор на посещение этого центра. Заключить его нужно было в тот же день (чтобы не лишиться «гигантских скидок»). Озвученные цены были очень круты для заведения подобного уровня, хотя нам вдохновенно доказывали обратное… Для нас все закончилось хорошо: с удочки аферистов мы сорвались, хотя мою спутницу почти удалось зазомбировать. Но, судя по отзывам в интернете, которые мы позднее прочли, многие нижегородки под психологическим давлением заключили кабальный контракт и теперь не знают, как вернуть деньги назад.

Данная история заставила меня поразмышлять о «разводах» - массовом явлении на рынке товаров и услуг в России, - как о явных их видах, так и о том, что не всегда нами осознается.

«Разводилово" - главный бизнес в России?

«ЗОЛОТОЙ» ДУШ

Мне позвонила девушка и сказала, что «в честь рекламного дня» центр здоровья приглашает пройти ряд бесплатных процедур. С одной стороны, напор, с которым приглашали на бесплатные услуги, удивил. Но с другой, с этим центром я имел ряд пересечений (по касательной) по деловым вопросам, поэтому мозг воспринял предложение как вполне логичное. То, что нам будут навязывать дополнительные услуги, я понимал, был даже готов отдать деньги, если мне что-то безумно понравится.

И вот мы с девушкой пришли в центр. Улыбчивая женщина отвела нас в свой кабинет, чтобы выяснить наши интересы и проблемы со здоровьем. Обрадовать мы ее мало чем могли – особых проблем не имели, тем более, с лишним весом (на борьбу с полнотой в заведении сделан акцент). Далее нам предложили ряд процедур, связанных с общим укреплением здоровья. Начал я со спортзала, где стояли очень необычные тренажеры. Более-менее мне там понравилось, может, даже ходил бы туда, если бы была возможность отказаться от остальных услуг центра. Затем мы с девушкой пошли на «Душ Шарко» и в инфракрасную сауну. Обе процедуры довольно забавные, хотя ничего особенного я не почувствовал. Зато ощутил непродуманность и хаотичность помещений для раздевания и душевых: находиться там было неприятно.

После этих трех процедур нас снова повели в кабинет на разговор. «Ну, сейчас скажем «спасибо», спросим для приличия о ценах и пойдем домой размышлять над предложением», - подумал я. Но интонация у женщины сразу была такой, будто мы уже хотим стать клиентами, и осталось только выбрать тариф: либо 80 000 за год (включает душ, сауну, спортзал, массаж, ряд мелочей), либо 120 000 (то же самое + косметические процедуры). Вообще входящие в тарифы услуги описывались очень туманно, но выяснилось, что это даже не безлимит. Указанные выше цены – «скидочные», действуют только при подписании договора в этот же день (не зря девушка по телефону сказала взять с собой паспорт). Я как менеджер хорошо знаю, что клиенту всегда нужно время подумать, особенно, если речь идет о больших деньгах, а акция на услуги не может длиться один день. А здесь нельзя было ответить даже завтра – только сегодня! Это 100%-ый признак мошенничества.

Видя, что я задаю неприятные вопросы, например, о расплывчатом ценообразовании, непонятном наборе услуг и невозможности его изменить, женщина все внимание переключила на «окучивание» девушки. Уверен, если бы моя спутница пришла в центр одна, то ее уговорили бы подписать договор. В принципе, месячная сумма за услуги пугала не так, как годовая, и на это можно было бы клюнуть. Но суть в том, что предлагалось подписать договор исключительно на год: либо сразу выплачиваешь сумму, либо отдаешь деньги в течение определенного времени, то есть, по сути, попадаешь в кредитную кабалу.

В общем, закончилось все тем, что я уже не мог сдерживать смеха, выслушивая бред из уст местного персонала. Работница центра очень обиделась (видимо, в силу своей самовлюбленности), крикнула, что больше со мной разговаривать не хочет, а напоследок сказала: «Даже, если вы приползете на коленях ко мне, вас обслуживать не буду».

По возвращению домой решил почитать отзывы о данном оздоровительном центре в интернете, и все встало на свои места! Вот лишь некоторые комментарии жертв данной фирмы:

«Попалась на их удочку, написала заявление на расторжение договора, но хамоватые сотрудники говорят, что у них все схвачено и за все заплачено»;

«Завуалированный долгоиграющий развод. Хамство и потраченные часы не стоят вашего времени»;

«Договор расторгнут давно, но до сих пор не могу получить обратно деньги»;

«Жалею, что подписала договор. Очень часто, когда прихожу в назначенные дни в центр, нужные специалисты не приходят на работу»;

«Если через месяц по каким-то причинам вы не сможете ходить в центр, то платить все равно придется до конца. Причем, услуги тут стоят дороже раза в два, чем в аналогичных салонах»;

«Впаривают договора со страховкой, которые потом не расторгнуть. Жаль, что уже обманули многих мам в декрете и пенсионеров»;

«Полный спектр лохотрона с заученными фразами и улыбками. Как только озвучиваешь фразу о своей финансовой несостоятельности, гостеприимство исчезает, как в сказке: красивая карета превращается в тыкву»;

«Все без контретики, без обсуждения, сколько и какие процедуры будут. Отдай бабки сразу, а потом узнаешь за что)»;

БИЗНЕС НА ОБМАНЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ

Зарекаться от попадания в ловушку подобных контор не стоит, так как «разводил» в нашей жизни можно встретить на каждом шагу. Есть, конечно, классика жанра – кредиты и финансовые секты-пирамиды, для вступления в которые нужно вложить деньги. Но давайте взглянем и на другие сферы.

Продукты. Что только не кладут туда производители с целью экономии (гипс, мел, пальмовое масло и т.д.). Учитывая финансовое состояние граждан, процент фейковой еды на прилавках будет только увеличиваться.

Одежда. Наверное, многие заметили, что в последние годы ассортимент вещей в магазинах стал значительно хуже. Порой одежда в «гламурных» бутиках выглядит так, словно она из секонд-хенда. Знакомые, работающие в торговых центрах, подтверждают, что так оно и есть.

Сфера IT. Все, что связано с созданием сайтов, разработкой мобильных приложений, компьютерных программ и т.п., раскруткой в интернете покрыто мраком для значительной части населения, тем более, что технологии развиваются стремительно. Поэтому у работников данной сферы есть большое пространство для заламывания цен. За одну и ту же услугу разные специалисты могут взять от 1000 до 100 000 рублей. Отдельная «песня» - службы по ремонту компьютеров. Они могут не только обмануть на деньги, но и специально испортить ваше устройство с целью дополнительной выгоды (поэтому мастера безопаснее вызывать на дом, чем привозить технику куда-то).

Смартфоны. Функции устройств за 5000 и за 30000 рублей, как правило, отличаются не сильно (по крайней мере, не соответствуют такому разрыву в стоимости). Но люди продолжают вестись на рекламу и «престиж», порой даже берут кредиты на такие «игрушки». При этом дорогие смартфоны ломаются так же быстро и так же могут «глючить».

Китайская дребедень. В интернете (особенно часто – на купонных сайтах) уже стало традицией продавать мало нужные вещи с копеечной себестоимостью. Маржа от продажи неплохая – люди ведутся.

Кальянные. С точки зрения закона, большинство заведений данного формата «висят на соплях». Но в связи с низкими затратами желающих их открыть не убавляется.

Реклама в глянцевых журналах. Многие печатные СМИ превратились в никому не интересные сборники рекламы. Их редакции считают, что во главе угла – спонсоры, а желания читателя – дело десятое. Рекламодателям менеджеры говорят, что ориентируются на обеспеченную аудиторию, чиновников, бизнесменов. Но это как раз тот слой людей, которым читать рекламную макулатуру совершенно некогда.

Тренинги, учебные центры. Данная сфера тесно переплетается с тематикой “Alfa Жизни”. Все эксперты, с которыми мы сотрудничаем и кого рекламируем, действительно настоящие профессионалы своего дела, помогающие людям решать их проблемы и развиваться. Но нарваться на некачественные тренинги и учебные центры проще простого, так как энтузиасты, думающие, что много знают, и желающие на этих «знаниях» заработать, плодятся как грибы. Ценообразование здесь совершенно не прозрачное, что дает возможность разгуляться мошенникам.

Ко всему вышеперечисленному можно добавить медицинские центры, придумывающие пациентам болезни, фирмы по установке быстро ломающихся счетчиков, структуры, реализующие проекты с целью отмывания денег, и т.д. и т.п.

ПРИЧИНЫ

Почему почти во всех сферах жизни и бизнеса людей пытаются в той или иной степени обмануть и «развести»? Я бы отметил два момента. Во-первых, менталитет современных русских граждан, которые, даже в случае осознания обмана, не спешат отстаивать свои права. Если речь идет о небольшой сумме, то многие думают: «Ну, ладно, зачем связываться из-за мелочей, в следующий раз буду умнее». У людей часто отсутствует чувство собственного достоинства, которое не измеришь деньгами (при этом я против скандалов по пустяковым поводам, типа конфликтов в переполненной маршрутке: честь ущемляется не тогда, когда тебе наступают на ногу, а когда осознанно пытаются обмануть). Также для нас не характерно обращаться в суд по не жизненно важным вопросам, чем мошенники и пользуются.

Вместе с тем, стимулирующим фактором для «разводов» является наше законодательство (налоги, трудовой кодекс и т.д.) вместе с экономической ситуацией и чиновничьим беспределом. Все это побуждает бизнесменов увиливать, хитрить, чтобы увеличить маржу или просто свести концы с концами. Когда кто-то, наконец, сделает адекватными налоги для предпринимателей и упростит бюрократические процедуры, то процент обмана в сфере услуг значительно сократится.

MC BRAT