В сети – король, а в жизни – ноль

Что творится в голове у современных подростков? Понять это представителям старших поколений все сложнее. Молодые люди очень часто живут в мире иллюзий (представлений, не соответствующих реальности), из которого им не хочется выходить. К примеру, для многих события, происходящие в интернете, намного важнее того, что творится дома, в учебном заведении, на улице и в стране в целом. О том, к чему это все приводит и как вернуть подростков в реальность, читайте в данном материале.

Иллюзии о себе, собственных достоинствах и недостатках, взаимоотношениях с окружающими имеют в той или иной степени все люди на Земле. Большее значение, чем сами иллюзии, представляет столкновение выдуманного мира и реальности, реакция человека на их несоответствие. Вариантов реакции здесь может быть много, и зависят они от массы факторов, но всех их можно разделить на две большие группы. Это адаптивные (приводящие к адаптации к жизненным условиям) и дезадаптивные (уводящие еще дальше от реальности) действия. И когда мы говорим о том, что современные подростки живут в иллюзорном мире, прежде всего, имеются в виду их дезадаптивные реакции на столкновение заблуждений и реальности. Например, это выражается в стремлении убежать от проблем, а не решать их. Дезадаптивные реакции бывают двух видов – невротические и психотические. В первом случае человек «ест сам себя», замыкается, испытывает стресс. Во втором – выплескивает агрессию на окружающих, стремится подчинить их своей иллюзии.

Почему современные подростки чаще оказываются в плену иллюзий, чем их сверстники 10-летней давности? Основная причина в том, что их родители все меньше принимают участие в жизни детей (из-за загруженности работой и разными проблемами), а сами они все реже проводят время на улице, общаются со сверстниками. Это приводит, во-первых, к тому, что в жизни молодых людей становится все меньше «зеркал», которые позволяли бы оценить себя и свои поступки со стороны. Во-вторых, они теряют ориентиры в мощном потоке информации, обрушивающимся на них ежедневно, в том числе из сети. Им сложно отделить правду от лжи, добро от зла, значимое от пустякового. Родители, озабоченные сугубо учебой, интеллектуальными и спортивными успехами детей, не находят времени, чтобы поговорить с ними о действительно важном. Получается, что к моменту совершеннолетия подростки еще очень многое не понимают (прежде всего, в сфере взаимоотношений людей, устройстве мира, преодолении трудностей).

Так как сегодняшние подростки привыкли к процессу постоянного обучения, но слабо представляют, чем занимаются на работе отец и мать, им очень сложно определиться с выбором будущей профессии. Нынче выбор высшего образования в основном делают родители, основываясь на своих представлениях о престижности специальности и способностях ребенка. При этом, как правило, выбирается даже не будущая профессия, а просто вуз. Так как в голове у подростка в этот момент слишком много иллюзий и мало ориентиров, ему сложно противостоять желаниям отца и матери. Конечно, со временем молодой человек поймет, что занимается не тем, чем хочет, но бесценные годы уже не возвратишь!

Также у подростков много иллюзий о межполовых отношениях. В основном их источник – чрезмерная поддержка, похвала родителей всех действий ребенка, даже весьма сомнительных, а еще привычка взрослых делать все за детей, что лишает последних возможности самостоятельно справляться со сложностями. В результате, в голове у человека складывается иллюзия, что за него все (в данном случае – вторая половина) должны что-то делать и постоянно хвалить. Избалованная девушка, к примеру, будет искать в своем избраннике некоего подкаблучника, выполняющего все ее прихоти. Естественно, в реальности у второй половины всегда есть свои интересы, и бесконечный поток позитивной обратной связи она лить не будет. Ответ на данный конфликт реальности и иллюзий, скорее всего, будет психотическим: человек попытается подстроить партнера под свои иллюзии. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Как уже было отмечено, чрезмерная опека родителей приводит к тому, что у ребенка пропадает желание проявлять малейшую инициативу. Так люди становятся пассивными, апатичными, ведомыми. Им становится очень трудно ставить и достигать цели. А еще в голове у ребенка формируется чересчур рациональная картина мира, ведь родителей и учителей, прежде всего, интересуют их успехи в школе. Для переживаний, эмоций остается очень мало места и времени. Поэтому дети вырастают сухими, мало чувствительными, рациональными. Подростку сегодня очень сложно делиться своими переживаниями с другими: они остаются один на один с трудностями, ощущают одиночество. В этой ситуации задача родителей – сформировать для ребенка естественный круг общения, в котором он мог бы рассказывать о своих чувствах. Для этого хороши были секции и кружки старого образца, где ребята, прежде всего, проводили досуг и обретали друзей. Современные же танцевальные, спортивные и иные школы направлены, к сожалению, не на общение, а на достижение результатов. Будет хорошо, если в жизни ребенка появится какой-то значимый взрослый (тренер, наставник и т.д.), с кем ему можно было бы делиться проблемами.

СОЦСЕТИ, ПОДПИТЫВАЮЩИЕ ИЛЛЮЗИИ

А теперь мы дошли до широко обсуждаемой темы влияния цифровых гаджетов на бытие подростков. По большому счету, они просто являются средством общения, но для многих людей становятся способом заполнить пустоту в жизни. Хотя те, кто работает в детских лагерях, отмечают, что, если у ребят отобрать телефоны, то им будет крайне сложно самостоятельно придумать себе занятия, найти, о чем говорить со сверстниками. Другое дело, что соцсети являются очень удобным местом для бегства от трудностей реальной жизни, укрепляют сформированную в голове иллюзорную картину мира. В сети очень легко выдавать себя за того, кем ты хочешь казаться, преувеличивать достоинства и скрывать недостатки.

При столкновении иллюзий с реальностью человек вынужден давать какой-то ответ, затрачивать эмоциональные и волевые усилия. Соцсети же избавляют от необходимости формировать ответ. Кто-то оставил критический комментарий? Ты просто стираешь его и ставишь запрет на комментирование. Тяжелая и неприятная беседа? Взял и вышел из сети! Что-то не поделил с другом? Удаляешь его из друзей одним нажатием. А ведь в жизни все не так просто: взаимодействие так быстро не прекратишь, от конфликта не убежишь. В реальности непременно будут возникать тяжелые ситуации, но навыков их преодоления не будет из-за привычки решать все нажатием кнопки.

Свою значимость, авторитет в offline-мире нужно доказывать поступками, силой характера, но молодым людям гораздо проще «прокачать» свой образ в интернете, накручивая крутизну лайками. Вот так и вырастает целая когорта подростков, «царей» в сети, и при этом замкнутых, потерянных в реальности, чувствующих непонимание (а иногда и презрение) со стороны сверстников. Из-за отсутствия навыков коммуникации и противостояния трудностям какая-нибудь неприятная ситуация в жизни может толкнуть подростка на самое страшное – самоубийство.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ

Как же помочь подростку выбраться из иллюзорного плена? Прежде всего, не стоит отдельно бороться с каждой иллюзией. Нужно просто найти для него сферу применения, дело, которое будет иметь для него большую важность, в котором он почувствует смысл, свое предназначение. Если он найдет что-то, чем он увлечется с головой, то все иллюзии начнут отпадать сами собой. Главная задача родителей – определить, кем является их ребенок, что ему действительно нужно от жизни. Конечно, за 1 день сделать это невозможно. Тут требуется большая работа психологов, специалистов по профориентации.

Также родителям нужно чаще общаться с детьми, проводить с ними совместный досуг, показывать, что их жизнь состоит не только из зарабатывания денег и ведения хозяйства, но и включает массу интересных событий. Это объединяет представителей разных поколений, побуждает их открываться друг другу, чаще делиться сокровенным. Вообще практика показывает, что современные дети очень рады проявлению любого позитивного внимания к себе, жаждут общения (хотя, на первый взгляд, это не видно).

А чтобы подросток чаще проявлял самостоятельность, инициативу, будут полезны еженедельные семейные советы. На них каждый член семьи должен рассказывать, что полезного он сделал за последние 7 дней. Поначалу ребенку не понравится отчитываться, но потом он проникнется и начнет брать на себя ответственность за определенные действия.

ВЛАДИМИР ЩЕПИН, НАТАЛЬЯ МИЗИНА