Как в современной науке исследуют и измеряют интеллект?

В НИУ ВШЭ прошла когнитивная дискуссия на тему: «Изучение интеллекта: современный взгляд», результаты которой были опубликованы на сайте университета. В данной статье посмотрим на основные выводы научной дискуссии.

Как определяется интеллект?

Выступающий исследовтель, Никита Логинов в рамках дискуссии отметил, что самое простое определение заключается в том, что "интеллект — это некоторая общая способность, которая маркируется уровнем успешности в решении типовых задач, имеющих только один верный ответ". Другой выступающий, Илья Захаров, отметил, что американский психолог Эдвин Боринг дал следующее определение: "Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта".

Фото автора
Фото автора

При этом на самом деле есть определение, которое сегодня считается, пожалуй, основным и ключевым. Сформулировали его в 1997 году 52 именитых исследователя интеллекта. Звучит оно так — "интеллект можно рассматривать как некоторую общую способность, которая включает в себя в том числе способности размышлять, планировать, решать задачи, думать абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на основании опыта". К характеристикам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят: объём рабочей памяти, способности к прогнозированию, орудийной деятельности, логике, многоуровневую иерархию системного отбора ценной информации и т.д..

Как измеряют интеллект в науке?

Измерять интеллект позволяют надёжные психометрические инструменты, считает Илья Захаров. Современная трёхуровневая теория интеллекта Кеттела — Хорна — Кэрролла предполагает, что у человека есть наиболее общие способности, способности среднего уровня и частные способности. «Соответственно, если взять определенное количество методик, измеряющих конкретные способности —  например, запоминать те или иные типы заданий, или зрительную способность, которая позволяет распознавать необычные особенности образов — то можно, получив большое количество измерений, всё сложить в некоторый общий интеллект», — пояснил эксперт.

Никита Логинов также отметил, что тесты можно использовать для большого количества прикладных задач. Самый распространённый подход предполагает, что задача представляет собой некоторый взаимосвязанный набор источников сложностей, с которыми человек должен справиться, преодолеть их для того, чтобы её решить.

Ещё одним интересным вопросом является то, а какое отношение тест IQ имеет к интеллекту. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Подписывайтесь на канал AlfaProExpert, чтобы узнать больше о карьере, заработных платах, лучших работодателях, прохождении интервью, поступлению в ВУЗ, образовании известных людей, лучших университетах и многом другом.