Итак, корпорация Northrop Grumman намерена создать "автомобиль для лунной программы Artemis". В одиночку этому гиганту с таким сложным делом не справиться, поэтому новым лунным ровером займётся бандформирование, ой, извините, бизнес-группа из пяти компаний: сам инициатор, плюс Intuitive Machines, Lunar Outpost, AVL и Michelin.
Обращают на себя внимание просто удивительные компоненты этого великого замысла:
- Ровер будет доставляться на поверхность Луны отдельным посадочным модулем (Nova-D), который рассчитан на доставку полезной нагрузки массой всего 500 килограммов. Следовательно, новый лунопроходец не превысит массой этих пяти центнеров - при том, что роверы 1970-х весили 210 кг. То есть совсем недалеко мышление ушло.
- Размер и технические характеристики разработчик пока не озвучивает, но концепция уже представлена:
- Из представленного превью можно сделать вывод, что размерами, конструкцией, внешним видом, проходимостью и вообще почти всем остальным Ровер 2.0 практически не будет отличаться от роверов первой версии. А, да, обращают на себя внимание две появившиеся в конструкции выхлопные трубы крупного диаметра (на рисунке под цифрой 1) и вентилятор решётки радиатора в задней части двигателя (2)!
- Луномобиль будет электромобилем. Это специально для тех, кто уже решил написать в комментах, что автор дурак и на Луне ДВС работать не сможет :)
- Ожидается, что ровером можно будет управлять как вручную, так и дистанционно.
- Срок службы составит по плану 10 лет. Это очень хороший срок. Поскольку ровер будет доставляться отдельно от астронавтов "Артемиды", то есть вероятность, что его выкинут совсем не там, где нужно. И тогда у НАСА будет десять лет в запасе найти и добраться до него. А может, он и сам приедет к месту высадки астронавтов - вот, значит, зачем дистанционное управление!
Всё вместе заставляет предположить, что ничего принципиально нового (ну, кроме дистанта) Америка спустя 50 лет предложить не в силах. Помните анекдот, как на советском военном заводе пытались выпускать автомобили, сковородки и микроволновые печи, а выходил всё равно танк? Так вот, НАСА, что ни начнёт делать, всё равно получается то, что уже было сделано (реально или якобы) в 60-е годы: повтор скафандров, ракет, посадочных модулей - и теперь вот ещё роверов.
Почему грешно смеяться над больными людьми талантливыми конструкторами "Груммана" и Ко - и вообще над бизнес-структурами, которым НАСА постоянно выделяет деньги на их прожекты?
Во-первых, потому что это негуманно. Во-вторых, вместо смеха давайте лучше напишем Биллу Нельсону, юному 79-летнему администратору НАСА, простой совет. Причём совершенно бесплатный:
Ребята! Так вы, вместо разработки нового, но на самом деле просто хорошо забытого луномобиля за 50-100 млн долларов практически с теми же характеристиками, что и раньше были, просто возьмите и постройте по старым чертежам два старых мунровера.
Возможно, потеряете несколько килограммов грузоподъёмности - но зато сможете транспортировать по лунным барханам не двух, а сразу четырёх астронавтов!
Если, конечно, сумеете высадить их на Луне.
Алексей Королёв, историк космонавтики
Читайте также: На самом деле NASA давно летают по всей Галактике, но боятся нам об этом сказать