Крым и Севастополь. Очаровали, разочаровав. Крымский вояж-2019

1 July
Прошлым летом мы, большой компанией из взрослых и детей 7-12 лет, приехали с Урала для отдыха в Крыму и знакомства с городом-героем Севастополем. Стоило ли путешествие того?

Речь не только о затраченных деньгах (потратили мы, кстати, мало во всех смыслах, но что было тому причиной - сможете прочесть чуть ниже). Но и о времени и силах: вначале 2,5 суток на поезде до Краснодара, потом 12 часов на междугороднем автобусе (тоже организованном РЖД) через Крымский мост и города Феодосию и Симферополь - до Севастополя. Это, надо сказать, немаленькая поездочка. Оказалась она весёлая и интересная, но при этом неоднозначная.

Крым демонстрирует сочетание новых технологий и подходов к отдыхающим с множеством исторических и древних памятников, мест, музеев. Но современное обеспечение запросов и потребностей курортников тесно пересечено с хамством и жульничеством местного населения.

Бродя по улицам Севастополя, вы будете в восторге от окружающей со всех сторон старины и невероятного очарования южного города, с виноградными лозами на стенах домов...
Бродя по улицам Севастополя, вы будете в восторге от окружающей со всех сторон старины и невероятного очарования южного города, с виноградными лозами на стенах домов...

Начнем с самого печального.

В Крыму до сих пор, из-за санкций, нет крупных торговых сетей и больших банков. Сбербанк? - Не, не слышали. Сетевые магазины? - Это чё такое. (Есть где-то в глубине города Икеа, видели на карте, но ни разу так и не поехали. Далеко).

Когда ты идешь в любой обнаруженный в Севастополе магазин, будь готов, что это окажется довольно маленькое, переполненное стеллажами и людьми помещение. Толчея покупателей внутри будет скорее всего угнетающе активная. Хочется поскорее найти нужные товары, заплатить и выскочить наружу. Но быстро не выйдет - вначале сталкиваешься с длинной очередью к одной, максимум двум кассам.

Из-за неясной банковской системы, действующей на полуострове (а тратить время на выяснение оптимальной схемы открытия и использования банковских карт было некогда и неохота) таскаешь с собой повсюду наличные. К счастью, мы заранее планировали малобюджетный отдых, поэтому крупных сумм не было в принципе при себе. Но тем не менее оплату стандартной картой Visa мы нигде не использовали. Что оказалось крайне неудобно!

Предзакатное время, когда стихает жара , делает Севастополь еще загадочнее
Предзакатное время, когда стихает жара , делает Севастополь еще загадочнее

Даже сотовая сеть МТС, из-за пресловутых санкций, работает в Крыму для приезжающих из России как-то сильно усложнённо. Например, к интернету я там не смог автоматически подключиться. Уже вернувшись из поездки, выяснил, что надо было включать через сайт какие-то особые опции, которые не требуются во всех остальных регионах страны. По мнению сотовиков, Крым - это как бы Россия, но и не Россия при этом. В-общем, опять надо идти куда-то и подключать то-то временное, крымское. Но снова лень, помноженная на жару. Не для того мы на море приехали, чтобы по салонам сотовой связи толкаться.

Общественное питание - это ахтунг. Даже наш Екатеринбург не бог весь какая Франция, но поесть можно в центре города без труда повсеместно. В Севастополе кафешки, конечно, есть, но отнюдь не на каждом шагу. В первые дни, пока не изучишь топонимику города, толком не можешь ничего найти. И кроме того, питание в них получится дорогим (один взрослый плюс два ребенка: обед выйдет в 1.500 руб минимум), но уровень кухни и сервис персонала будет чаще всего на 3-4 балла. А дешевых столовых мало, и они либо ведомственные, а потому надежно скрыты от главных туристических маршрутов по городу (например, мы однажды случайно нашли неплохую и пустую от людей столовку Морского колледжа, где нас порадовали прохладой помещения, приветливостью работников, вкусом еды и симпатично низкими ценами на неё), либо, наоборот, как столовая у пристани в Северной бухте, где находится большой транспортный хаб из автобусов и катеров, будет почти всегда переполнена, и не редкостью окажется получасовое стояние там в очереди.

В столовой у Сев.бухты как-то однажды тетеньки на раздаче горько жаловались мне, что платят им мало и работать здесь мало кто хочет: жара, поток посетителей, теснота... в-общем, не айс. Интересно, неужели владельцы настолько жадны, что даже реально хорошо отрабатывая сезон, скупятся на нормальную оплату труда?..
Ежедневное плавание через Севастопольскую бухту на катерах-паромах не успело стать для нас рутиной  и каждый раз воспринималось как волнующее приключение. Время в пути - около 10-12 минут.
Ежедневное плавание через Севастопольскую бухту на катерах-паромах не успело стать для нас рутиной и каждый раз воспринималось как волнующее приключение. Время в пути - около 10-12 минут.

Но самое печальное в городе Севастополе в частности и в Крыму вообще - это общественный транспорт. Если вы хотите разочароваться в крымском отдыхе - обязательно им пользуйтесь. Желательно ежедневно.

Из нового подвижного состава - только троллейбусы. Они действительно крутые и современные: низкопольные, с кондиционерами, затонированные, с электронными табло. Однако далеко не везде можно доехать на них.

А когда ты садишься в местные автобусы, то начинаешь с удвоенным нетерпением ожидать прибытия на свою остановку. И дело не в отдыхе, который там у тебя начнется. Основная автобусная масса - жутко неудобные пожилые пазики (в некоторых до сих пор намалёваны нанесены служебные надписи на украинском языке - а ведь Крым стал российским в далёком 2014-м!) с хмурыми водителями, у которых на лице написано, что им стоит определенного труда не высказать всё, что они думают по поводу своих пассажиров-отдыхающих.

Чаще всего автобусы переполнены. Во всяком случае, пустой автобус мы увидели только однажды - когда сели на конечной остановке в отдаленном районе Севастополя. И, что убивает больше всего - отсутствие единых правил посадки, порядка оплаты (в начале или в конце поездки - у разных водителей неодинаково). Из-за этого сразу после посадки в салон нужно начинать выяснять, какой религии какого порядка придерживаются в данном дилижансе. Это реально бесит. И еще бесит, что если водитель даже в переполненном автобусе не получит сообщение, что на следующей остановке нужно выпустить пассажиров - он спокойно проедет её и дальше уже твоя проблема, что ты высадился на 2 км дальше,в следующей деревне. А кричать с задней площадки через толпу и ревущий двигатель - далеко не всегда просто. Но к чему заботиться об удобствах пассажиров? И доедут без кондиционеров, и крикнут на весь салон, и вылезут уж как-нибудь, не сахарные!..

И конечно, больше всего омрачает в Крыму тихая, но плохо скрываемая ненависть к клиентам почти у всех, кто берет у тебя деньги. Судя по всему, со своими вопросами, покупками и баблом, которые мы толкаем в руку представителей крымской сферы обслуживания, мы отвлекаем их от какого-то крайне важного процесса. Мешаем, одним словом.
Окажитесь в Севастополе в конце июля - и вы станете участником празднования Дня ВМФ. Военные корабли на рейде главной бухты поистине прекрасны. А салют в конце праздника просто фантастический!..
Окажитесь в Севастополе в конце июля - и вы станете участником празднования Дня ВМФ. Военные корабли на рейде главной бухты поистине прекрасны. А салют в конце праздника просто фантастический!..
Светятся корабли ВМФ на ночном рейде. мы плывем на последнем пароме через бухту.
Окажитесь в Севастополе в конце июля - и вы станете участником празднования Дня ВМФ. Военные корабли на рейде главной бухты поистине прекрасны. А салют в конце праздника просто фантастический!..

Пару раз крымские водители подвели нас совсем уж некрасиво. Из центра города под вечер мы приехали в Херсонес, музей под открытым небом. немного побродили по его чудной территории и пришлось уходить - в 20.00 он закрывается для посетителей. Возле его выхода мы сразу сели в тот же автобусный маршрут которым приехали. Кто же знал, что в одну сторону он идет короткой дорогой (доехали минут за 20-25), но в обратную делает гигантский часовой крюк в отдаленные районы города! Но засада была не в этом. Доехав до максимально удаленной точки - т.н. 5-ый километр Балаклавского шоссе - водила внезапно объявил, что это конечная и дальше он не поедет, это конец его рейса. И высадил всех пассажиров. Заранее он об этом ни разу не предупредил и мы, возможно, поехали бы иным способом.

Дело было в 21.00, в это время городской транспорт начинает двигаться редко и неохотно. Кроме того, пресловутый 5-ый километр - это такой абсолютно адский транспортный узел, в котором невозможно ничего понять. Представьте себе асфальтовое поле размером со стадион, на котором в несколько рядом стоят вперемешку троллейбусы, автобусы, маршрутки, грузовики какие-то, частные машины... Информационных стендов - ноль! Из маршрутных табличек на транспорте - ясны только конечные точки маршрута (а нам надо было доехать до памятника Нахимову, это транзитная остановка). На какой транспорт садиться? Где место его остановки? Расспросы окружающих людей приводили раз за разом к тому, что они либо ничего не могли подсказать, либо давали неверную инфу. Это и понятно, большинство были явно приезжими.

Еще один раз мы нарвались на этот Пятый Километр (после чего стали называть его не иначе как "проклятое место"), решив доехать до него, чтобы пересесть там на автобус, который идет в Балаклаву. Помнится, мы с детьми около часа на полуденном пекле провели, пытаясь понять, где именно ловить данный автобус и ходит ли он вообще тут... Поэтому, когда зимой 2020 года я услышал в новостях, что на 5-м Километре был большой пожар (тут, как водится, еще вокруг куча киосков, ларьков и прочей рыночной движухи), то почувствовал, что это естественное развитие событий для этого мира хаоса.
Севастопольские музеи - это места, в которых одного раза оказаться явно не хватает
Севастопольские музеи - это места, в которых одного раза оказаться явно не хватает

О печальном в общих чертах всё. Не потому что больше ничего не вспоминается - поверьте, 10 крымских дней дали достаточно фактов усомниться в существовании сервиса не то чтобы высокого, но хотя бы уважительного для клиентов. Но нельзя же только о плохом? :)

Крым и Севастополь - это восхитительная черноморская природа.

Это памятники старины, которые производят неизгладимое впечатление (например, невероятный подъем духа вызывает небольшой и простой монумент затопленным кораблям в Севастопольской бухте).

Это места исторических баталий - город пережил две кровопролитные обороны. Помимо прекрасных действующих музеев истории (Малахов Курган, Музей Обороны, например) вокруг расположены многочисленные развалины фортификационных сооружений обеих войн, которые, к сожалению, никак не восстанавливаются и не охраняются, а потому доступны для любого желающего (что постепенно ведет к их уничтожению).

Повсюду можно обнаружить места былых сражений. Некоторые окультурены и превращены в мемориалы. Некоторые - остаются дикими и ненужными государству и жителям. Но везде здесь лилась кровь защитников...
Повсюду можно обнаружить места былых сражений. Некоторые окультурены и превращены в мемориалы. Некоторые - остаются дикими и ненужными государству и жителям. Но везде здесь лилась кровь защитников...
На Малаховом Кургане, как впрочем и повсеместно тут, множество напоминаний о славной военной истории
Повсюду можно обнаружить места былых сражений. Некоторые окультурены и превращены в мемориалы. Некоторые - остаются дикими и ненужными государству и жителям. Но везде здесь лилась кровь защитников...

Также, конечно же, это море и солнце. Температура в июле (мы с Урала и очень боялись попасть в кошмарное пекло середины лета) оказалась приемлемой - в тени +25-30, за десять дней не выпало ни капли дождя (в 500 км восточнее, Краснодарский край в те же дни был буквально залит осадками по уши).

Что еще было невероятно вежливым и приятным, в общественном транспорте Севастополя маленькому ребенку всегда кто-нибудь уступит место (это при том, что моему младшему 8 лет, и это на вид крепкий пацан). В Екатеринбурге такого массового доброго отношения к детям нет, и наверное, никогда не будет... Не уверен, что то были обязательно севастопольцы - возможно, и приезжие тоже так культурно себя ведут. Но в любом случае к детям тут очень хорошее отношение.

Отличных пляжей в Севастополе немало. Море чистое. Общее настроение от посещения - романтическое! :)
Отличных пляжей в Севастополе немало. Море чистое. Общее настроение от посещения - романтическое! :)
Вообще, севастопольцы, как мы сделали вывод по завершении нашего крымского вояжа, обладают одной удивительной чертой. Пока ты не имеешь с ними никаких денежных отношений (едешь рядышком с ними с ребенком, спрашиваешь дорогу, просишь о каком-то содействии) - это добрейшие люди, которые сделают максимум возможного.
Но стоит подойти к ним в виде покупателя товара или услуги, и тут сразу начинаешь сталкиваться с плохо скрываемым хамством, обманом, недобросовестностью...

Почему это происходит - я, честное слово, не знаю! Но отсюда вывод: ездите в город-герой Севастополь без денег, налегке. Автостоп и добрые севастопольцы вам в помощь!

Алексей Королёв, очарованно-разочарованный крымский странник

П.С. Это не весь комплект крымских впечатлений. Хочется рассказать, например, про совершенно эпическую автобусную поездку через Крымский мост на автобусах, перед выездом которых хорошо бы совершать молебен об успешном завершении поездки, как делают священники Роскосмоса перед стартом наших космических кораблей...

Друзья, ставьте лайк, подписывайтесь - это будет ваш сигнал для меня сесть за вторую часть крымского тревела :)

П.П.С. Так и не рассказал о том, почему мы потратили не так уж много денег. Дело в том, что мы не стали снимать жилье, вместо этого нашей скаутской братией поставили палаточный лагерь на побережье, в лесных предместьях Севастополя. 10 дней прошли по примерно такому сценарию: утром купание, днем прогулки и изучение города-героя, после обеда возвращение в лагерь, загорание и купание, вечером - посиделки компанией и интересные рассказы. В-общем, круто, необычно и недорого получилось! Но об этом подробнее в следующий раз.