Приводнение Crew Dragon / Тихий ужас от мистера Маска

5 August 2020
Прежде чем негодующие читатели из лагеря сторонников Илона Эллроновича начнут кидаться тапками и эпитетами наподобие "ватник, убери грязные руки от кумира миллиардов, сколько тебе заплатил Роскосмос, рогозинский прихвостень?", давайте сразу проясним три вещи:
  1. Роскосмос нам ничего не платит и не платил. И это даже хорошо (для нас), поскольку тогда придется перестать говорить то, что хочется высказать, а мы пришли в Дзен как раз за этим. В частности, ругать чертову коррупцию и снижение успешности в самом космическом ведомстве РФ.
  2. Справедливые вопросы по существу фактов и событий задавать нужно всегда. Даже если Илон Маск - это новый Иисус Христос, всё равно это не освобождает его от ответственности за жизнь людей (в т.ч., например, за экологичность его проектов - об этом чуть ниже)
  3. Посадка "Дракона" действительно имела ряд проблем

Ну, поехали по третьему пункту подробнее

Возвращение Crew Dragon Demo-2 происходило по схеме, которую мы привели в предыдущей статье Много странного в Америке, и Crew Dragon тому свидетельство:

Приводнение Crew Dragon / Тихий ужас от мистера Маска

То есть отстыковка от МКС (орбитальные манёвры из 3 этапов), вход в плотные слои атмосферы после 20 часов снижения с орбиты станции и, наконец, торможение парашютом (вернее, системой из 4 парашютов) и приводнение в районе Флориды. Вплоть до последнего момента всё шло хорошо, SpaceX и NASA выполнили работу отлично (к мелочам типа возни с заталкиванием полетного костюма в мешок астронавтами мы, честно говоря, придрались, это не критично, хотя и выглядит довольно бессмысленно). Но вот финалочка...

Как вы уже знаете, капсула "Дракона" не приземляется на сушу (подобно советско-российским "Союзам"), а приводняется в океане. Непонятно, почему выбрана такая технология: то ли в США нет своего Казахстана, то ли просто в воду мягче падать. Но технически такое решение несёт кучу сопутствующих проблем.

Проблема 1. Погода и её влияние на приводнение и спасательную операцию.

Американские космические корабли - это вам не всепогодные русские. Они очень капризны в отношении климатических условий. А если учитывать, что Флорида (где находится космодром Канаверал) и Карибское море очень беспокойный в этом плане регион, то весьма нередко переносятся как старты, так и возвращения с орбиты. Вот и астронавтам Бенкену & Хёрли грозило пролетать в Драконе на сутки-двое больше из-за возникшего урагана в районе приводнения (это при том, что выделены 2 альтернативных района в море). Но тут им всё-таки повезло и splashdown не был перенесён.

(Кстати, и старт этого экипажа на орбиту был в конце мая 2020 из-за погоды отложен на сутки по той же погодной причине)

Проблема 2. Затруднённый доступ к приводнившейся капсуле с астронавтами для спасателей

Даже малое волнение делает затруднительным подход легких лодок, эвакуацию на них измученных нарзаном Космосом астронавтов и транспортировку на большой корабль. Вот смотрите, даже такая небольшая волна (по меркам Атлантики, это спокойная вода) заставила лодки осторожно приближаться к капсуле около получаса!

Сближение лодок спасателей и капсулы Crew Dragon заняло до получаса при спокойном море. Немало! (скан из видеотрансляции SpaceX)
Сближение лодок спасателей и капсулы Crew Dragon заняло до получаса при спокойном море. Немало! (скан из видеотрансляции SpaceX)

Надо помнить, что внутри спускаемого аппарата находятся 2 астронавта, которые провели на орбите 2 месяца (а стандартные миссии на МКС обычно находятся 6 месяцев, в редких случаях даже 200-210 суток), где несколько отвыкли от земного притяжения, а потом ещё и выдержали спуск в атмосфере, с перегрузками как минимум 7-10 g.

И вот они вынуждены болтаться на карибских волнах в долгом ожидании эвакуации! Наверное, неспроста их лица не показывают в момент извлечения из капсулы, в отличие от космонавтов "Союза", которых как раз снимают крупным планом и без пауз даже тогда, когда спасатели только-только извлекают покорителей Космоса через люк спускаемого аппарата!

Подошедшая к капсуле спасательная лодка не означает быстрой эвакуации. Качка на море делает процесс сложным и длительным (скан из видеотрансляции SpaceX)
Подошедшая к капсуле спасательная лодка не означает быстрой эвакуации. Качка на море делает процесс сложным и длительным (скан из видеотрансляции SpaceX)

3. Сложность бережной эвакуации самой капсулы на борт корабля

Вот таким образом (см. ниже) десяток человек из SpaceX долго и напряжённо втаскивали аппарат специальным краном-лебёдкой, уже после эвакуации из её недр астронавтов Хёрли и Бенкена . Дело происходило при практически спокойном море и всё равно процесс занял около 30 минут, не считая маневра корабля по подходу к болтающемуся на волнах аппарату! (см. несколько фото)

Подъём капсулы краном на борт корабля. Стоящие позади десятки катеров никаких функций не выполняли, то ли охраняя место, то ли просто наблюдая и снимая ход операции (скан из видеотрансляции SpaceX)
Подъём капсулы краном на борт корабля. Стоящие позади десятки катеров никаких функций не выполняли, то ли охраняя место, то ли просто наблюдая и снимая ход операции (скан из видеотрансляции SpaceX)
Подъём капсулы краном на борт корабля. Наконец зацепили и начали поднимать (скан из видеотрансляции SpaceX)
Подъём капсулы краном на борт корабля. Стоящие позади десятки катеров никаких функций не выполняли, то ли охраняя место, то ли просто наблюдая и снимая ход операции (скан из видеотрансляции SpaceX)

Трудно представить, как долго это будет делаться при ухудшающейся погоде... тем более, что крайне необходимо избежать нанесения ей повреждений, ведь капсуле предстоит после прибытия с орбиты пройти полноценное исследование инженерами!

Ну и наконец о наиболее печальном

Согласно пока еще не до конца подтверждённой информации, но которая очень похожа на правду, неспешная (в течение часа) эвакуация астронавтов на борт катера связана не только с морской спецификой. Но и с тем, что сделанная из инновационных материалов капсула Дракона (как говорит корпорация SpaceX, она настолько прочная и не боится плазмы, возникающей от трения спускаемого аппарата, входящего в атмосферу Земли на первой космической скорости, что после возвращения в руки инженеров даже не будет нуждаться в ремонте, только в осмотре), экологически опасная штука.

Настолько опасная, что спасатели должны начать операцию по извлечению астронавтов только после снижения уровня химического заражения до приемлемого уровня.

Насколько эта технология внушает беспокойство?

На самом деле внушает, и немалое. Дело в том, что вслед за пробным полётом данного космического пилотируемого корабля Демо-2, Маск планирует регулярные полёты: тут и плановые заброски астронавтов на МКС, тут и "космический туризм". Если дело пойдет удачно, как планирует корпорация, и объемы полётов будут расти, не означает ли это, что в море из Космоса всё чаще начнут падать вот такие маленькие химические заводы? Насколько это повлияет на мир морских обитателей, да и на людей, живущих на побережье или ведущих морской промысел? Здесь явно должна быть дана серьёзная экологическая оценка этого проекта.

Ну и, чтобы окончательно понять, дорогой читатель, что технологии, выбранные Илоном Маском и его командой, не бесспорны, и уж точно не являются шагом вперед, посмотрите видео (4 минуты) о том, как проходит типовая посадка спускаемого аппарата российских "Союзов" в Казахстане (Союз МС-06, командир Александр Мисуркин, бортинженеры Ванде Хай и Акаба). Процесс приземления, обнаружения и эвакуации занимает - вы не поверите! - примерно 20 минут. Вернувшиеся на Землю космонавты выглядят бодро и даже улыбаются :)

Но даже если операция затянется (например, приземление произойдет внештатно, в другом районе), космонавты смогут самостоятельно покинуть аппарат и спокойно дожидаться появления спасателей, не боясь морской болезни... Вы точно после этого хотите ругать российские космические технологии?..

Спасибо, что читаете наш канал! Отдельное спасибо тем, кто подписывается на него! Всего космического вам, держитесь там!

Наш КосмоПаблик КОСМОС ◐ ЗЕМЛЯ ◑ НЕПОЗНАННОЕ вКонтакте 🚀