Новые правила торговли и маркировка товаров ожидают ритейл в 2020 году

18 September

Новые правила торговли и маркировка товаров ожидают ритейл в 2020 году

Ювелирные изделия и лекарства разрешили продавать онлайн, а маркировка товаров становится обязательной. О каких еще изменениях законодательства нужно знать продавцам маркетплейсов.

В 2020 ГОДУ ЗАПРЕЩЕНА ПРОДАЖА БЕЗ QR-КОДА ОБУВИ, ТАБАКА И ЛЕКАРСТВ. В БЛИЖАЙШИЕ МЕСЯЦЫ ЗАПРЕТ РАСПРОСТРАНИТСЯ И НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ.

Обязательная маркировка товаров QR-кодом началась в 2016—2018 годах с алкоголя и изделий из меха. Список расширился 1 июля 2020 года за счет обуви, табака и лекарств. С 1 января 2021 года будет запрещен оборот одежды без маркировки. С 30 сентября 2021 года — парфюмерии. При этом обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию РФ, начнется уже с 1 октября 2020 года.

Новые правила торговли и маркировка товаров ожидают ритейл в 2020 году

Уже в 2020 году маркировка коснется фотоаппаратов, шин и покрышек. С 1 октября 2020 года запрещен оборот немаркированных фототоваров и ламп-вспышек, а до 1 декабря 2020 года необходимо промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 октября 2020 года.

Введение маркировки шин и покрышек будет поэтапным: запрет на производство и оборот шин без маркировки действует с 1 ноября 2020 года, а с 15 декабря 2020 года прекращается и реализация (как оптом, так и в розницу).

Изменения касаются всех российских ритейлеров, импортеров и производителей. Узнать, попадает ли ваш товар под требование о маркировке можно из Распоряжения Правительства от 28 апреля 2018 года № 792-р.

Новые правила торговли и маркировка товаров ожидают ритейл в 2020 году

В общем случае процесс устроен так: производитель или импортер вносит в систему информацию о продукции, получает код и наносит его на товар. Затем ритейлер при закупке, транспортировке и продаже передает в систему данные о движении товара до конечного покупателя.

Что предпринять продавцу? Зарегистрироваться в системе «Честный знак». Там же есть подробные инструкции и последние новости о маркировке разных категорий. Например, здесь можно почитать о маркировке обуви, которая уже полностью вступила в силу. Остатки товара без кодов, закупленные до вступления запрета в силу, тоже нужно маркировать. Например, обувь — до 1 сентября 2020 года. Продавать, хранить и перемещать со склада на склад немаркированный товар запрещено. Продавца могут оштрафовать на сумму до 300 000 рублей, а товар безвозвратно изымут.

Как маркировка отразится на участниках маркетплейса? Товар без кода не примут на продажу. Сроки обязательной маркировки каждого товара постоянно сдвигаются. Чтобы не попасть на штраф, рекомендуем отслеживать изменения Распоряжения Правительства от 28 апреля 2018 года № 792-р. Можно также подписаться на рассылку «Честного знака». Важное изменение в налогообложении: ритейлерам, продающим маркированные товары, запретили использовать налоговый режим ЕНВД или «патент». Нужно перейти на упрощенную систему или общий режим и сообщить об этом в налоговую до 31 декабря 2020 года.

Продавцы могут воспользоваться налоговыми компенсациями при смене режима, об этом говорится в новом законе. Возместят ли ритейлерам вынужденные расходы на ПО, оборудование для маркировки и сами коды (каждый стоит 50 копеек), пока не ясно.

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ТЕПЕРЬ МОЖНО ПРОДАВАТЬ ОНЛАЙН

Раньше в интернет-магазинах можно было продавать только бижутерию. Изделия из драгоценных камней и металлов были «ограничены в обороте», а законность торговли ими в сети вызывала споры у юристов. С 12 декабря 2019 года в России легализована интернет-торговля драгоценностями

Продажа ювелирных изделий в онлайн-магазинах разрешена при условии обязательной сертификации драгоценных камней и наличия пробирного клейма на каждом изделии. Сам продавец украшений должен встать на учет в Пробирной палате России.

Новые правила торговли и маркировка товаров ожидают ритейл в 2020 году

Чтобы продавать украшения на AliExpress, ритейлеру нужно будет предоставить все подтверждающие документы маркетплейсу.

Онлайн-продавцам на заметку: в отношении украшений теперь действуют Правила дистанционной продажи. Это значит, что покупатель может вернуть купленное онлайн ювелирное изделие без объяснения причин при сохранении товарного вида и потребительских свойств, а продавец обязан его принять и вернуть деньги.

ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ РАЗРЕШЕНА С АПРЕЛЯ 2020-ГО

Раньше лекарства можно было только заказывать онлайн, а забирать приходилось в стационарной аптеке. С 3 апреля 2020 года аптеки при наличии лицензии могут продавать лекарства через интернет.

Новые правила торговли и маркировка товаров ожидают ритейл в 2020 году

Есть некоторые ограничения: психотропные, сильнодействующие и спиртосодержащие препараты с объемной долей этилового спирта свыше 25% в интеренете не купить. Рецептурные лекарства можно продавать онлайн только до 31 декабря 2020 года. Наличие электронного рецепта обязательно.

Возвращать купленные онлайн лекарственные препараты запрещено.

В 2020 ГОДУ В КАЖДОМ МАГАЗИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ КАССА. КУРЬЕРЫ СМОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕЙ ДИСТАНЦИОННО

Раньше без кассы могли работать те, кто оказывает услуги населению, и интернет-магазины, принимающие оплату при помощи средств электронного платежа (Яндекс.Деньгами, WebMoney, через QIWI-кошелек, систему «Клиент-банк» и, собственно, банковской картой). С июля 2019 года касса должна быть у любого онлайн-магазина (торговая интернет-площадка — тоже магазин).

Исключение — самозанятые и ИП, которые лично производят товар и продают его же. Им пока можно работать без кассового аппарата.

Курьерам разрешили использовать кассу дистанционно. Достаточно показать покупателю QR-код, по которому скачивается электронный чек.

Если ритейлер продает маркированные товары, то с 27 июля 2019 года кассу нужно перепрошить для работы с системой «Честный знак». Новый кассовый аппарат должен считывать коды и проверять их достоверность. QR-код товара теперь стал обязательным реквизитом чека.

Новые правила торговли и маркировка товаров ожидают ритейл в 2020 году

Впрочем, продавцам AliExpress об этом можно не беспокоиться. Маркетплейс самостоятельно проводит обработку платежа и направляет потребителю электронный чек.

С 1 января 2020 года снизился порог беспошлинного ввоза иностранных посылок

Без уплаты пошлины россияне могут заказать посылку до 200 евро и 31 килограмма. Если иностранная посылка дороже или весит больше, покупатель заплатит 15% от суммы превышения, но не менее 2 евро за 1 килограмм перевеса.

В 2019-м порог беспошлинного ввоза уже был снижен — с 1000 до 500 евро. Россия предложила Европейской экономической комиссии снизить его еще — до 100 евро, а к 2022 году — до 20 евро. Пока решение этого вопроса отложено до весны 2021 года.

При покупке товаров у российских ритейлеров на AliExpress покупатель никаких пошлин не платит. Это создает конкурентное преимущество для отечественных продавцов.

Какие еще изменения правил торговли могут коснуться ритейлеров в обозримом будущем

Правила проведения распродаж могут ужесточить

26 ноября 2019 года депутат Олег Лебедев предложил на законодательном уровне ввести фиксированный размер скидок, четкие сроки акций и единую методику расчета цены. Если законопроект одобрят, новые правила вступят в силу уже в будущем году.

В Ассоциации компаний интернет-торговли раскритиковали законопроект и назвали его вмешательством в рыночное ценообразование. Коллективные возражения направлены в Госдуму.

В 2021 году в России могут разрешить продавать алкоголь через интернет

Минфин выступил за поэтапное снятие запрета на розничную продажу алкоголя в интернете.

Сначала доставку алкоголя через интернет разрешат компаниям с лицензией на производство и оптовую торговлю спиртным. После 1 января 2023 года — компаниям с лицензией на розничную продажу и некрупным производителям.

Компания должна будет подать заявку на включение в реестр Росалкогольрегулирования и зарегистрироваться в доменной зоне egais.ru.

Запрет на продажу электроники без отечественного ПО перенесли на 2021 год

Поправки к Закону о защите прав потребителей, запрещающие продавать смартфоны, компьютеры, телевизоры «Смарт ТВ» без российского ПО, вступят в силу лишь 1 января 2021 года.

У ритейлеров есть возможность реализовать остатки.

В условиях ужесточающихся правил торговли и экономического кризиса продавцы стационарных магазинов неизбежно несут серьезные убытки. В такой ситуации выход ритейлера на крупный маркетплейс — отличное дополнение (или даже альтернатива) офлайн-торговле. Это поможет привлечь новую аудиторию и сократить издержки, тем более что законодатель «выпускает» в онлайн все новые товары, а за последние месяцы у потребителей сформировалась привычка покупать в интернете.

Открывайте свой магазин на AliExpress, размещайте товары и запускайте прямые эфиры, чтобы увеличить продажи.

За новостями AliExpress для бизнеса можно следить в официальном блоге для продавцов, Telegram-канале и группе «ВКонтакте». Если будут вопросы – задайте их службе поддержки в онлайн-чате или обсудите с другими продавцами в Telegram.