771 subscriber

Логика сплочёности

Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили. Взято из открытых источников
Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили. Взято из открытых источников

Этот человек дал миру представление о сплочённости, как об источнике власти. Очень плотно общаясь с бедуинскими племенами, он нашёл источник их силы.

На минуточку, во времена Ибн Хальдуна именно бедуинские племена определяли политическую ситуацию. Они захватывали города и создавали династии. Они меняли расклады в войнах между правителями.

Почему дикие кочевники оказывались сильнее цивилизованных и организованных жителей городов?

Арабский мыслитель объяснял это наличием особой внутренней сплочённости. Тем, что без неё эти племена, в принципе, не могут выжить. И потому, всегда составляли серьёзную конкуренцию для власти.

"3 поколения Ибн Хальдуна" - закономерность смены династий на тогдашнем востоке.

Первое поколение кочевников захватывает город и вырезает тамошнюю элиту.
Второе поколение - захватывает новые земли и создаёт империю.
Третье поколение - покровительствует искусствам и сажает кипарисы.
Четвёртое поколение - вырезается кочевниками.

Потому, что за 3 поколения сплочённость жителей города становится меньше, чем сплочённость бедуинов. И не имея решающего перевеса в оружии и технологиях, горожане терпят поражение.

И это простой пример, лично для меня, говорит о том, что сплочённость - совсем не естественная черта человека. Кстати, исследования некоторых учёных-биологов это подтверждают.

Для человека характерен крайний эгоцентризм. И это нормально - долгая и трудная беременность, опасные роды, долгое детство. Ценность человеческой особи очень высока.

Поэтому природа позаботилась, чтобы эта особь себя крайне ценила свою жизнь и свои потребности. При этом, способ выживания для людей испокон веков был жёстко коллективный.

Более того, опыт необходимый для развития и поддержания в рабочем состоянии рассудка можно получать только в разнообразном общении с представителями своей группы и своего вида.

Отсюда имеем бинарное и, даже, тройное противоречие:

1. Человек хочет всего сам и для себя и его социальность является вынужденной.

2. С самого детства, выживание чётко завязано на других людей, а ещё пару сотен лет назад, оно было завязано на них и всю оставшуюся жизнь. Поэтому люди боятся одиночества.

3. Нормальное развитие нашей психики требует не только социализации, но и постоянного общения и взаимодействия с другими людьми.

Ну а история власти и вовсе показывает, что именно степень сплочённости определяет иерархическое положение той или иной группы. Как минимум, ее способность жить по своим законам.

Те же цыгане, до сих пор живут в античности. Не признают законов общества. Не стремятся во власть. Но, при этом, сохраняются уже тысячи лет. Так сплочённость может быть сильнее даже технологического и экономического преимущества.

Про евреев я молчу.

Способность поступать вопреки своей природе, действовать сознательно, а не импульсивно - остаётся главной силой человека.

И точно также социальность требует от нас именно сознательных действий. Она может складываться стихийно, под воздействием агрессивной внешней среды.

Но. Мы очень преуспели и преуспеем ещё больше в создании себе комфортных условий.

А значит, мир будет принадлежать тем, кто выберет быть вместе. Вопреки природной шкурности и без внешнего принуждения.

#социаность #общество #власть #человекиобщество #альфа-философия