Почему нельзя верить трейлерам и ещё 4 вопроса о просмотре кино

25 November 2019

Казалось бы, какая разница, смотреть фильм в кинотеатре или дома? Известный российский критик Антон Долин уверен: всё не так просто и кино нужно смотреть, следуя пяти правилам. Подробнее об этом автор рассказывает в новой книге «Как смотреть кино».

К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»
К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»

Смотрите кино на большом экране

Фильмы создают, чтобы смотреть в кинотеатрах: детали становятся заметнее и зрелищнее, а спецэффекты проявляются во всей красе. Это касается не только голливудских блокбастеров, но и картин поскромнее.

«Если смотреть их по телевизору, на мониторе компьютера, планшета или смартфона, их достоинства теряются, причем в буквальном смысле слова: многие детали невозможно разглядеть. К тому же любое произведение искусства надо стремиться увидеть таким, каким оно создавалось. Кино — коллективное переживание в одном тёмном помещении, вместе с незнакомцами, которые чувствуют то же, что и ты»
Цитата из книги «Как смотреть кино»

Если вышло так, что новый фильм не идёт в ближайших к вам кинотеатрах, смотрите кино где и как получится. Многие фильмы можно спокойно смотреть на экранах телефонов и планшетов. Но помните: вы вряд ли сможете оценить достоинства и недостатки картины в полной мере.

К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»
К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»

Смотрите кино в оригинале

Звук играет в фильмах такую же важную роль, как и изображение. Речь актёров — неотъемлемый элемент художественного языка. Иногда для мысли режиссёра важны акценты, манера речи, интонации. При просмотре дублированной версии вы слышите не актёров, а людей, озвучивших их роли.

«Пренебрегая оригинальной звуковой дорожкой, вы не замечаете подмены: на экране Мерил Стрип или Роберт Де Ниро, Райан Гослинг или Энн Хэтэуэй, они стараются, играют свои роли специально для вас, а слышите вы вместо них безымянных артистов. Если даже они не безымянные, всё равно это абсолютно другие люди. Неужели вам самим не обидно?»
Цитата из книги «Как смотреть кино»

На всех мировых кинофестивалях показывают фильмы в оригинале с субтитрами. И если вы можете выбрать между дубляжом и субтитрами, выбирайте последнее. Не бойтесь, что это отнимет у вас много времени и будет мешать просмотру: после недолгих тренировок у вас разовьётся периферическое зрение. Вы сможете следить за актёрами и одновременно читать титры.

К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»
К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»

Платите за кино

Выбирая пиратство, вы не только крадёте деньги у создателей фильмов и его прокатчиков, но и лишаете себя качественного видео- и звукового ряда. Особенно страдают правообладатели независимого кино, у которых нет денег и возможностей для больших рекламных кампаний.

«Кино — самое дорогое искусство в мире, его не может делать одинокий автор- романтик (в отличие от музыки, живописи или литературы). Кино тесно связано с экономикой. Между купленным вами билетом и дальнейшей судьбой режиссёра, который может получить бюджет на съёмки следующей картины, а может и остаться без работы на долгие годы, есть прямая связь»
Цитата из книги «Как смотреть кино»

К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»
К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»

Не верьте рекламе

Когда вы смотрите трейлер, вам кажется, что вы видите краткую версию нового фильма, который вот-вот появится в прокате. На самом деле это хитроумная уловка: перед вами рекламная нарезка, сделанная, как правило, не самим автором кино, а маркетинговыми специалистами. Некоторым режиссёрам и вовсе не нравится трейлер их собственного фильма.

«Цель фильма — развлечь вас, растрогать, рассмешить, заставить задуматься, поделиться мыслями и чувствами. Цель трейлера — продать вам кино, а для этого хороши любые средства. То же самое касается постеров, рекламных роликов, анонсов и предпремьерных интервью — в общем, всех компонентов рекламы. Маркетологи не виноваты: они делают свою работу. Учитесь оценивать ее критически, без слепой веры»
Цитата из книги «Как смотреть кино»

С такой же осторожностью подходите к пользовательским рейтингам на популярных сайтах вроде «Кинопоиска». Вы не можете проверить, действительно ли зритель, похваливший или поругавший фильм, смотрел его. Иногда фанаты специально занижают или завышают рейтинги картин. Наибольшее доверие вызывают профессиональные издания о кино и независимые критики, которые слишком дорожат своей репутацией, чтобы субъективно оценивать картины.

К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»
К. Бронзит, иллюстрация к книге «Как смотреть кино»

Обратите внимание на автора

Автор в кинематографе — это прежде всего режиссёр фильма, которого почему-то обделяют вниманием зрители: большинство из них идёт в кино, не задаваясь вопросом, кто его снял. Люди реагируют на названия фильмов и не вдаются в подробности, ожидая от ремейка «Терминатора» того же послевкусия, что и от старых картин Джеймса Кэмерона.

«Продолжения „Властелина колец“ или „Приключений Шерлока Холмса“, написанные не Толкиеном или Конан Дойлом, никогда не будут читать с теми же ожиданиями, что и оригинальные книги. А от современной музыкальной группы, играющей даже самые мастерские кавер-версии The Beatles, вы не станете требовать нового „Revolver“. В кино эта логика почему-то не работает»
Цитата из книги «Как смотреть кино»

У каждого фильма много авторов: это продюсеры, сценаристы, оператор, монтажёр, художник-постановщик. Но главный среди них — всегда режиссер, который принимает самые важные решения в фильме. Если вы идёте на фильм ради актёров, а потом в нём разочаровываетесь, это вина режиссёра. Заслуга режиссёра — ваш восторг на выходе из кинозала, даже если вы не очень-то и хотели смотреть этот фильм.

Подробнее о российском и зарубежном кинематографе читайте в новой книге Антона Долина «Как смотреть кино».