Александр Роу – мастер советских фэнтэзи-хорроров

Творчество Роу начинает обретать новую жизнь – спустя 40 лет после смерти режиссера. С развитием интернета нам становятся доступными огромные пласты жанровых фильмов, но "жемчужины" из них – одна из сотни. И тут обнаруживается что у нас под боком есть свой мастер жанрового кино, у которого процент "жемчужин" – почти 100%! "Морозко", "Марья-искусница" и др. – эти фильмы часто показывают по ТВ, они известны всем поколениям зрителей. За что можно уважать советский кинематограф – за то, что он производил множество великолепных детских фильмов, и Роу был одним из главных режиссеров этого направления. Но если приглядеться... Фильмы детские – да не совсем! И дело не в том, что авторы казалось бы безобидных детских киносказок умудрялись закладывать в подтекст оппозиционный политический смысл (у Роу как раз это в меньшей степени). Роу больше, чем Птушко, Кошеверовой и другим киносказочникам, удалось приблизиться к хтонической силе и показать нечисть в кино. Показать не столько пугающей (хотя маленький ребенок скорее всего испугается), сколько забавной, своенравной, но тем не менее достаточно опасной. По сути, это настоящие фэнтэзи-хорроры, функция которых – не испугать, а погрузить зрителя в "параллельный мир" (его можно назвать "сказочным миром" или даже "астральным планом") . Фильмы Роу справляются с этой функцией, насколько это было возможно в советскую эпоху, когда не было компьютерных спецэффектов.

Везде пишут, что Александр Роу снял 16 сказок. В фильмографии действительно 16 лент, но сказочных из них только 14. "Драгоценный подарок" – обычная семейная комедия, "Тайна горного озера" – об армянских пионерах, которые сталкиваются с необъяснимым природным явлением (в итоге, его суть раскрывается с позиции науки, несмотря на мифологическую основу). Еще есть балет "Хрустальный башмачок" (про Золушку) – фактически это сказка, но не совсем кино... Так что если вас интересуют только фэнтэзи-хорроры, то эти три фильма можно пропустить.

Оставшиеся 14 можно разделить на три группы:
1. Основная часть – это, конечно, русский фольклор. Противостояние нечисти и благородного славянского духа так или иначе присутствует в следующих сказках: "Василиса Прекрасная", "Кащей Бессмертный", "Марья-Искусница", "Варвара-краса, длинная коса", "Огонь, вода и… медные трубы", "Золотые рога". В "Морозко", "По щучьему велению", "Коньке-горбунке" мистические существа живут своей жизнью и в определенные моменты вмешиваются в судьбы героев. Действие везде происходит где-то в Древней Руси.

2. Две экранизации Гоголя ("Майская ночь", "Вечера на хуторе") основаны на украинском фольклоре, в котором ужаса и мистики уже побольше. Нечисть действует более изощренно и непредсказуемо, тогда как повадки русской народной Бабы Яги по умолчанию известны героям.

3. Третья группа – это современные сказки, в которых перемешаны советская действительность, мотивы западных сказок и русская народная нечисть. Это "Новые похождения Кота в сапогах" и "Королевство Кривых Зеркал".

"Фирменные фишки"

У Роу достаточно много "фирменных фишек", благодаря которым интерес к его фильмам сохраняется так долго.

1. Хтонические существа
Фильмы Александра Роу – это практически энциклопедия нечистой силы. Кроме привычных Кащеев и Баб Яг, мы видим Змея Горыныча (классический монстр из хорроров!), разного рода подводных царей, а также всякую мелочь типа леших, чертов и кикимор. Говорящие звери со сверхспособностями (Щука, Конек-Горбунок) наверняка тоже имеют связь с потусторонним миром.

2. Колоритные персонажи
У Роу не бывает проходных эпизодических ролей. Актеров подбирал он очень тщательно, после чего создавал им неповторимый образ. Например, в банде разбойников ("Золотые рога") или в команде пиратов ("Варвара-краса") все персонажи очень разные.

3. Русские народные красавицы
Какая же русская сказка без русской красавицы!

4. Бабушка-сказительница
Сквозной персонаж, который появляется у Роу в пяти фильмах, начиная с "Морозко". Не осмелюсь утверждать, что именно Роу придумал этот образ в кино, но делать в фильме такую завязку – гениальный ход!

5. "Заслуженная Баба Яга Советского Союза".
Георгий Милляр – можно сказать, главная звезда советских фэнтэзи-хорроров. Именно Роу открыл этого актера и снимал его почти во всех своих фильмах. Милляр – это удачное сочетание актерского таланта и внешних данных для того, чтобы в борьбе за роль Бабы Яги и Кощея просто не было конкурентов! Милляр в своих образах олицетворил хтоническое зло, особенно это заметно в "Кащее Бессмертном". Кащей в версии 1944 года – пожалуй, единственная нечисть в исполнении этого актера, которая не вызывает смех. Конечно, сказалась война: в Кащее народ увидел Гитлера, поверженного в итоге русской силой. В дальнейшем Милляр озвучивал мультфильмы, сыграл множество эпизодических ролей (вспоминается, например, роль Наимудрейшего в "Волшебной лампе Аладдина"), а главные роли он сыграл именно у Роу.

6. Животные, дикие и домашние
Не менее тщательно Роу относился и к подбору актеров-животных. Режиссер сразу же отказывается от чучел, муляжей – в сказке "По щучьему велению" Емеля целует настоящую щуку. Медведи, правда, поначалу были людьми в костюмах, потом стали приглашать настоящих. Собаки, кошки, зайцы, птички удачно вписываются в сказочное действие.

Мой ТОП-5
1. Вечера на хуторе близ Диканьки
2. Морозко
3. Варвара-краса, длинная коса
4. Огонь, вода и ... медные трубы
5. Королевство кривых зеркал