дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

"Дылда" (2019). Артхаусный пафос и эстетический шок

26 July 2019

Кантемир Балагов, самый перспективный молодой российский режиссер авторского кино, после дебютной "Тесноты" решил попробовать нечто совершенно иное, выбрал для следующего фильма историю из советского послевоенного периода, "упаковав" ее в неожиданную кирпично-красно-зеленую цветовую концепцию, которая у кого-то вызовет эстетический шок. Особенно у тех, кто любит старые советские черно-белые фильмы на (после)военную тематику.

Кантемир со своей командой долго и тщательно формировал цветовую гамму для "Дылды", в итоге после множества экспериментов сформировалась цветовая концепция с преобладанием зеленого, терракотового, желтого цветов, придающих каждой сцене некое болезненное, тревожное ощущение. Да, это красиво, необычно, но оправдано ли?

Этот фильм "дышит" концептуальностью, которая не ограничивается оригинальной цветовой гаммой и продолжает ключевой художественный прием из "Тесноты" - собственно, ощущение тесноты в кадре. В дебютной работе Балагов использовал редкий, почти квадратный формат изображения, который визуально ограничивает среду обитания героев, как будто они живут в вечной невидимой тюрьме, скованные национальными и религиозными традициями, а также сложной социально-политической обстановкой на Кавказе в 90-е годы. В "Дылде" уже привычный формат изображения, но теснота в буквальном смысле преследует главную героиню - медсестру по имени Ия (кличка Дылда), которой очень сложно уединиться в послевоенном Ленинграде. Город стремительно наполняется возвращающимися из эвакуации жителями, демобилизованными солдатами, раненными. Везде толпы людей - в госпитале, в общественном транспорте, в бане, в коммуналке. Единственное место, где Ия может отдышаться после тяжелого рабочего дня - комнатка в коммунальной квартире, да и там прибавляется народу после возвращения с фронта подруги Маши, а она в в свою очередь приводит в гости молодого человека.

Ия (Виктория Мирошниченко)
Ия (Виктория Мирошниченко)
Маша (Василиса Перелыгина)
Маша (Василиса Перелыгина)

Наступило мирное время, но война из сознания людей так быстро не уходит. Так же как на фронте солдаты отчаянно борются за свою жизнь или за освобождение родной земли, в послевоенном Ленинграде люди остервенело выгрызают... нет, не квартиры и не продовольствие, а смысл жизни. Воевать больше не нужно, но что делать дальше? В Маше, например, просыпается какой-то звериный инстинкт материнства, желание любым способом заполучить собственного ребенка (сама она бесплодна). Ия-Дылда, нордически-холодная и необщительная девушка (на самом деле, просто контуженная на фронте), хочет реализовать свой потенциал любовь и сексуальности, хотя бы нетрадиционным способом. Режиссер отлично передал "животную" атмосферу, в которой каждый мучительно борется за свою идентичность, за осознание самого себя в этом непонятном мире, в котором совсем недавно царствовала смерть.

Кантемир Балагов - ученик Александра Сокурова, режиссера, чьи фильмы ассоциируются с арт-хаусом и фестивальным кино. Действительно, сокуровский стиль сложно перепутать с каким-то другим, отношение к нему лично у меня противоречивое: в лучшие свои периоды Сокуров творил шедевры, но нередко у него выходил и псевдоинтеллектуальный пшик. Немного тревожно из-за того, что Балагов перенимает у учителя лучшие и худшие черты. С одной стороны, Кантемир прочно и надолго встал на путь создания авторского кино с ярко выраженной индивидуальностью художника. С другой стороны, то, что хорошо получается у Сокурова - сочетание философской глубины, символики, метафизики, многослойной эстетики - у Балагова получается, в лучшем случае, спорно. "Дылду" портит перебор с многозначительностью и артхаусным пафосом, когда желание продемонстрировать свою "авторскость" вредит логике повествования. Постоянные обрывки фраз полушепотом (попробуй еще их расслышать), таинственные взгляды и переглядывания, цветовые метафоры - они, скорее, раздражают, нежели вызывают желание восхититься высоким художественным вкусом режиссера.

Верю, что у Кантемира Балагова действительно всё в порядке с художественным вкусом и оценкой своих режиссерских возможностей. У него есть возможность экспериментировать и творчески развиваться (к слову, следующий его фильм представит совсем другую эпоху), потому и "Дылду" можно воспринимать как эксперимент - в чем-то выдающийся, в чем-то неудачный.

Моя оценка: 7/10