Он умер с фалафелем в руке (2001, реж. Ричард Ловенштейн)

30 November 2019

На первый взгляд, набор скучных эпизодов с бессмысленной болтовней и пошловатым юмором, раскрывает свой смысл, если знать бэкграунд, предысторию создания фильма. "Он умер с фалафелем в руке" снят по одноименной автобиографической книге австралийского писателя Джона Бирмингема, в которой повествуется о скитаниях героя-писателя по съемным домам и квартирам в поисках вдохновения, время действия - примерно в начале 1990-х. На основе книги была написана театральная пьеса, которая вошла в историю австралийского театра как самая "долгоиграющая". Наконец, в 2001 году вышел фильм, а в 2004 году еще и графическая новелла.

Почему произведение со столь странным и интригующим заголовком "Он умер с фалафелем в руке" оказалось настолько важным для австралийцев? На поверхности лежит ответ, что в книге и фильме удачно отражен австралийский менталитет, но мне кажется, секрет успеха в том, что главный герой - писатель-неудачник Дэнни олицетворяет типаж австралийца как творческой личности, которой приходиться искать источник вдохновения в мире, где ничего не происходит. Австралия - в общем-то, скучная страна с обыкновенными пустынями и однообразными мегаполисами. Негде разгуляться австралийской душе. Дэнни в исполнении Ноа Тэйлора (наверняка неслучайно похожего здесь на Ника Кейва - легендарного австралийского певца-музыканта) кочует с одного съемного дома в другой, живет в компании таких же молодых бездельников, как и он. Дэнни пытается написать роман на своей печатной машинке, но хватает его таланта лишь на заголовок. С фотографии на него смотрит Анна Карина, у которой почему-то не получается зажечь в писателе "огонь творчества", как это получилось когда-то с Жан-Люком Годаром.

А вокруг тем временем происходит веселый дурдом: борясь со скукой, австралийская молодежь устраивает разные дикие безумства. Это самые зрелищные сцены фильма.

Наконец, что-то меняется в жизни Дэнни, решающим импульсом становится смерть приятеля Флипа, наркомана - это как раз он умер с фалафелем в руке. Возможно, автор книги и режиссер фильма намекают на особенность австралийской творческой души, когда смерть близкого человека служит самым сильным толчком к творчеству. Неслучайно в австралийском искусстве ощущается что-то макабрическое - тот же Ник Кейв яркий пример. Режиссер Ричард Ловенштейн, более известный как режиссер музыкальных клипов для INXS и других славных австралийских рок-групп, посвятил фильм своему другу Майклу Хатченсу, лидеру группы INXS и самому известному австралийскому рокеру, страдавшему от наркомании и погибшему в 1997 году.

Если вас ничего не связывает с Австралией и вы не являетесь поклонником австралийской культуры, мне сложно придумать аргументы, почему этот фильм может вам понравиться. С одной стороны, это чисто австралийская тема, с другой стороны, фильм хорошо воспринимается киноманами со всего мира, тоже своего рода бездельниками и мятущимися в поисках вдохновения творческими личностями. Здесь и Джон Бирмингем, и Ричард Ловенштейн попали в точку.

Моя оценка 6/10