ALTEREOS
703 subscribers

Российское кино 2018 года. Итоги: лучшие и худшие фильмы

8,2k full reads
13k story viewsUnique page visitors
8,2k read the story to the endThat's 62% of the total page views
4 minutes — average reading time

Более-менее серьезно подводить итоги года для российского кино я начал в прошлом году. Итоги подвожу не в январе, а чуть позже, чтобы учесть все значимые российские фильмы, выходившие в прокат в обычных или онлайновых кинотеатрах в 2018 году. Некоторые удалось посмотреть уже в этом году, правда, один важный прошлогодний фильм до сих пор скрыт от широкого зрительского внимания - это "Война Анны" Федорченко. Что ж, значит пойдет в зачет 2019 года. Всего за год набралось 55 просмотренных российских фильмов плюс 4 сериала и 1 веб-сериал. Для меня это рекорд. И своеобразный челлендж, результатом которого я доволен: российское кино не сделало меня безумным, не заставило спиться, не погрузило в хроническую депрессию и не подтолкнуло к суициду. Позитивных эмоций я получил больше, нежели негатива, несмотря на то, что плохих фильмов было больше половины. Видимо, у меня получается извлекать что-то ценное даже из проходного и бездарного креатива некоторых российских кинематографистов. Перед тем, как перейти к списку с оценками, кратко обозначу основные, на мой взгляд, тенденции российского кино в 2018 году.

1. 2018 - самый успешный год для российских (постсоветских) сериалов, с точки зрения и зрительского внимания, и художественного уровня. "Большая тройка" ("Звоните Дикаприо", "Обычная женщина", "Домашний арест") войдет в историю российского телесериального производства.

2. Российские блокбастеры бьют новые кассовые рекорды, наши кинематографисты год за годом успешнее перенимают и осваивают голливудские технологии создания киноаттракционов. К сожалению, внимание массового зрителя привлекается только за счет визуальных спецэффектов и безмерного патриотического пафоса, тогда как искусство кино не имеет к кассовым хитам никакого отношения.

3. Российское авторское кино по-прежнему остается на достаточно высоком европейском уровне. В отсутствии Звягинцева в 2018 году мы получили крепкие работы от других признанных российских мастеров большого авторского кино - от Кирилла Серебренникова и Алексея Германа-младшего. В более низкой "весовой категории" тоже всё хорошо: Борис Хлебников, Наталия Мещанинова, Михаил Сегал выдерживают уровень как минимум выше среднего. Появились и новые имена: вижу большой режиссерский потенциал в молодых дебютантах Александре Горчилине, Илье Аксенове.

4. Российское малобюджетное независимое кино тоже чувствует себя увереннее. В 2018 мы увидели несколько удачных жанровых и технических экспериментов от независимых кинематографистов: молодежную комедию "Фагот", полностью снятую на айфон; комедийный слэшер "Мертвым повезло" не без влияния Тарантино; ультрамалобюджетный веб-сериал "Это я", почти бессюжетный, но ужасно милый. Отмечу еще такую маленькую тенденцию: всё чаще режиссеры переносят в кино камерные театральные пьесы с небольшим количеством актеров (см. "Язычники", "Гупешка"). Такие постановки не требуют большого бюджета, дорогих декораций и при грамотной режиссуре способны произвести мощное впечатление.

В целом, год был хороший. Далее полный список просмотренных мною российских фильмов 2018 года, от лучшего к худшему.

1. Лето (Кирилл Серебренников) / Свежая струя в жанр ностальгического ретро-кино / моя оценка 8/10

Российское кино 2018 года. Итоги: лучшие и худшие фильмы

2. Довлатов (Алексей Герман мл.) / Поражает тщательность воспроизведения эпохи 70-х / 7,5/10

Российское кино 2018 года. Итоги: лучшие и худшие фильмы

3. Домашний арест (Петр Буслов) / Смех-сквозь-слезы года / 7,5/10
4.
Обычная женщина (Борис Хлебников) / Четкий авантюрный триллер / 7/10
5.
Язычники (Валерия Суркова) / Театр-в-кино года / 7/10

Российское кино 2018 года. Итоги: лучшие и худшие фильмы

6. КВНщики (Илья Аксенов) / Инди-комедия, вернувшая мне интерес к телеигре / 7/10
7.
Гупёшка (Влад Фурман) / Камерная психологическая драма, многим открывающая неприятную правду о себе / 7/10
8.
Сердце мира (Наталия Мещанинова) / Жуткое экзистенциальное погружение в мир на краю цивилизации / 7/10
9.
Кислота (Александр Горчилин) / Своеобразная витрина актерских достижений школы Кирилла Серебренникова / 7/10

Российское кино 2018 года. Итоги: лучшие и худшие фильмы

10. Звоните ДиКаприо! (Жора Крыжовников) / В какой-то степени прорывной проект, к сожалению, с проваленной концовкой / 7/10

Остальные:
Гоголь. Страшная месть и Гоголь. Вий (Егор Баранов) / Guilty pleasure года / 7/10
Человек, который удивил всех (Наташа Меркулова, Алексей Чупов) / Душераздирание года / 7/10
Слоны могут играть в футбол (Михаил Сегал) / Тонкая и умная вариация "лолитовского" сюжета / 7/10
Непрощенный (Сарик Андреасян) / Приятная неожиданность года - от режиссера и актера / 7/10
Фагот (Борис Гуц) / Ироничная инди-комедия, снятая на айфон / 7/10
Это я (Андрей Феночка, Елизавета Симбирская) / Романтика повседневности. Веб-сериал года / 7/10
Спитак (Александр Котт) / Личная драма на фоне народной трагедии. Путь шаблонно, но аккуратно и зрелищно / 7/10
Скиф (Рустам Мосафир) / Псевдоисторический экшн. Боевик года / 6,5/10
Рубеж (Дмитрий Тюрин) / Попаданцы года / 6,5/10
Мертвым повезло (Вадим Валиуллин) / Слэшер года / 6,5/10
Я худею (Алексей Нужный) / Весело, динамично - это главное / 6,5/10
История одного назначения (Авдотья Смирнова) / Не очень удачная попытка притянуть классическую литературу к разговору о "сложном пути России" / 6,5/10
Турецкое седло (Юсуп Разыков) / Видимо, я не врубился в концепцию / 6/10
Ненастье (Сергей Урсуляк) / Хорошая история, не хватило режиссерского перфекционизма: везде что-то недожато / 6/10
Спящие 2 (Сергей Арланов) / Госпропаганда с подвохом / 6/10
Каникулы президента (Илья Шерстобитов) / Неплохая летняя комедия / 6/10
Подбросы (Иван И. Твердовский) / Твердовский упорно пытается создавать свой авторский артхаус, пока получается неубедительно / 6/10
Танки (Ким Дружинин) / Ирония частично спасает фильм / 6/10
Собибор (Константин Хабенский) / Настоящего режиссера не хватило этому фильму / 6/10
Близкие (Ксения Зуева) / "Нелюбовь" на минималках / 6/10
Ну, здравствуй, Оксана Соколова! (Кирилл Васильев) / Комедия на грани дурки / 6/10
Головар (Юрий Ботоев) / Бурятская криминальная драма, до якутского кино пока далеко / 5,5/10
Купи меня (Вадим Перельман) / Запомнились только красотки / 5/10
Т-34 (Алексей Сидоров) / Фантастический геройский экшн, эксплуатирующий тематику Великой отечественной / 5/10
Сокровища Ермака (Олег Денисов) / Уэс Андерсон по-русски / 5/10
Вечная жизнь Александра Христофорова (Евгений Шелякин) / Фильм чересчур навязчиво пытается научить нас житейской мудрости / 5/10
Не чужие (Вера Глаголева) / Последний фильм Глаголевой, критиковать не хочется, но и восхищаться нечем / 5/10
Хит (Маргарита Михайлова) / Анорексичное кино / 5/10
Облепиховое лето (Виктор Алферов) / Бывает талантливая стилизация под ретро, а бывает - халтурный закос под ретро, как в данном случае / 5/10
Ложь или действие (Алексей Камынин) / Забыли вдохнуть жизнь в кино / 5/10
За гранью реальности (Александр Богуславский) / За гранью здравого смысла / 5/10
Фото на память (Антон Зенкович) / Местами симпатичный триллер, в целом очень слабо / 4,5/10
Без меня (Кирилл Плетнёв) / Романтическое роуд-муви с мутной романтической клюквой / 4,5/10
Днюха! (Роман Каримов) / Увлекательный скайп-экшн, испорченный дурацкой любовной историей / 4/10
Несокрушимый (Константин Максимов) / Танковая мелодрама - это что-то новенькое / 4/10
Русалка. Озеро мертвых (Святослав Подгаевский) / Проходной ужастик / 4/10
Черновик (Сергей Мокрицкий) / Мастер-класс по превращению фантастического романа в киношный бред / 3,5/10
Тренер (Данила Козловский) / Нас обманули, это не про футбол! / 3/10
Студия Нижний (Евгений Кудельников) / "Столичный" размах увяз в болоте провинциальности / 3/10
Одиссея Петра (Алексей Кузмин-Тарасов, Анна Колчина) / Дом там, где сердце. Избитая истина / 3/10
Добрый вечер (Фёдор Константинович) / Очередная жертва тарантиновщины / 3/10
Селфи (Николай Хомерики) / Хороший актерский состав, но что-то пошло не так / 3/10
Проводник (Илья Максимов) / Типичный невнятный российский хоррор / 3/10
Килиманджара (Екатерина Телегина) / Фильм - один большой продакт плэйсмент. Нафиг такое / 3/10
Кастинг (Игорь Стам) / Интересная завязка с интригой (главный герой приходит на кастинг загадочного проекта), но дальше авторы ничего не придумали / 2/10
На районе (Ольга Зуева) / Женщина-режиссер решила снять пацанское кино, результат провальный / 2/10
Лёд (Олег Трофим) / Спецприз за мегадебильный сценарий / 1/10
Нашла коса на камень (Аня Крайс) / Переборщили с чернушным гротеском / 1/10
Временные трудности (Михаил Расходников) / Тотальное дно / 1/10

А вам чем запомнилось российское кино в 2018 году?