Сериал "Русский транзит" (1994). Питерский нуар 1990-х

14 June 2019

"Русский транзит", один из самых памятных криминальных сериалов российских 90-х, в наши дни поражает техническим минимализмом и примитивностью трюков, тем не менее многие до сих пор его пересматривают в приступе ностальгии. "Русский транзит" - малобюджетный проект, созданный в первые постперестроечные годы, в котором действие держится на харизме главного героя, выделяющегося среди типичных героев криминальных фильмов той эпохи ярко выраженным классическим нуаровским типажом.

Александр Бояров (Евгений Сидихин) - вышибала в элитном ресторане в Ленинграде, "афганец", бывший каратист, который лишился возможности профессионально заниматься единоборствами из-за того, что секции каратэ попали под запрет (действие происходит в позднесоветское время, хотя в кадр то и дело попадают предметы из 90-х, сбивая с толку внимательных зрителей). Бояров окунулся в криминальный мир, наблюдая со стороны за бандитами и аферистами, изучая их повадки - однажды эти знания ему сильно пригодятся.

Боярова подставили. В ресторане убит бизнесмен, и все следы ведут к Боярову. Тот начинает собственное расследование, скрываясь и от милиции, и от знакомых бандитов, ведь кто-то из них - его враг. Но кто именно? Распутывая криминальный клубок, Бояров невольно раскрывает схему транспортировки наркотиков из Ближнего Востока через Ленинград дальше на Запад - так называемый "русский транзит". Врагов становится всё больше и больше, равно как и трупов.

Создатели сериала вслед за героем проводят нас по локациям криминального Ленинграда, некоторые маршруты проходят через центр, благодаря чему создается ощущение "опухоли", захватившей весь город, а не только мрачные окраины. Опасному нуаровскому городу Ленинграду нужен соответствующий герой. Смелый, принципиальный, умный, везучий, рефлексирующий и немного депрессирующий. Со своим кодексом: "Не знаешь, как поступить - делай шаг вперед".

Нуаровскому герою полагается роковая красотка, здесь это Анна Самохина, одна из самых ярких российских актрис 90-х. К сожалению, авторы не стали развивать тему женского коварства, обманув ожидания некоторых зрителей насчет того, что на вершине криминальной пирамиды окажется та самая красотка. Было бы очень по-нуаровски. Но функция героини Самохиной в сериале оказалась нечеткой, неопределенной.

Не здесь ли Тарантино подсмотрел эпизод для своего "Криминального чтива"?
Не здесь ли Тарантино подсмотрел эпизод для своего "Криминального чтива"?

Закадровый голос Боярова/Сидихина - еще важный элемент нуаровский атмосферы. Зрителя он несколько успокаивает: если главный герой из будущего рассказывает нам историю про русский транзит, значит он выбрался живым из этой мясорубки. Хотя опытные киноманы знают, что в нуарах герои могут вещать за кадром и с того света.

Узнаете? Это Виктор Бычков, будущий Кузьмич из "Особенностей национальной охоты".
Узнаете? Это Виктор Бычков, будущий Кузьмич из "Особенностей национальной охоты".

Сейчас "Русский транзит" выглядит крайне дешево. Взять хотя бы боевые каратэ-сцены, в которых бойцы бьют воздух, а не морду противника. Сценарий не доработан, концовка смазана - возможно, из-за недостатка финансирования пришлось отказаться от важных эффектных сцен. Не хватило то ли денег, то ли мастерства на постановку трюков. Например, изображение автокатастрофы решается за счет грубого монтажа: вот машина целая - монтажный стык - вот машина побитая. Удивительно еще, что каждая серия (всего их 6) начинается с 5-минутной заставки с песней ДДТ "Это всё". Песня, конечно, хорошая, создающая определенное настроение, но такое расходование драгоценных минут хронометража кажется мне неэкономным. В целом, недоработок и ляпов в сериале критично много, поэтому сериал навсегда останется в истории только лишь в категории "ностальгия по 1990-м".

Моя оценка: 5/10