Татьяна Лиознова. Ее жизнь - это кино

10.03.2018

Татьяна Лиознова - еще один классик советской кинорежиссуры и автор, пожалуй, лучшего произведения всех женщин-режиссеров за всю историю отечественного кино. Ее жизнь - это кино, все свои силы она концентрировала на деятельность, связанную с постановкой фильмов, спектаклей, с кинообразованием. В ее биографии сложно найти факты из других сфер жизни: достигнув относительного совершенства в режиссерском мастерстве, она принесла в жертву личную жизнь - так про не говорили...

Режиссерская карьера Татьяны Михайловны отличается стабильно высоким уровнем ее работ, а стабильность, как известно, - признак мастерства. Но есть в фильмографии Лиозновой фильмы, которые можно пропустить. Это "Память сердца" (1959) - военная мелодрама с зашкаливающим лирическим пафосом. Так как это дебют, можно сказать, что "первый блин комом", за который не будем строго судить автора. Видно, что здесь Татьяна Лиознова только начинает раскрывать свои способности и пока полагается на чужие методы авторитетных кинодеятелей, в частности, Сергея Герасимова, чьей ученицей и была Лиознова. Потому "Память сердца" выглядит чересчур правильно, академично, неестественно и безжизненно, а сентиментальные эпизоды, которые могли бы сделать этот фильм шедевром, всего лишь спекулируют на эмоциях зрителя.

Наименее удачными у Лиозновой получились первая и последняя работы. Последняя - это "Конец света с последующим симпозиумом" (1986) - очень затянутый политический детектив с главным героем - писателем, который пытается раскрыть мировые политические тенденции в сфере ядерного оружия. Тема возможной гибели человечества в ядерной войне, острая в то время, сейчас кажется устаревшей.

Остальное у Лиозновой - что ни фильм, то классический хит, и все очень разные. "Евдокия" (1961) - очень женский фильм, возвышающий материнство и пропагандирующий семейные ценности. Есть ряд сюжетных нестыковок, но смотрится на одном дыхании. Сильная актерская работа Людмилы Хитяевой.

"Три тополя на Плющихе" (1967) - один из самых лиричных фильмов в советском кино. Поздняя работа - "Карнавал" (1982) - смешение жанров: комедия, мелодрама, мюзикл. Снова успех предопределен великолепной работой одной актрисы - Ирины Муравьевой, изобразившей этапы взросления - от наивной девушки-подростка до испытавшей на свой шкуре суровость жизни женщины.

Ну и вершина творчества - суперхит "Семнадцать мгновений весны". Можно обойтись и без лишних комментариев...
А под конец я припас, на мой взгляд, лучший фильм Лиозновой, если вынести за скобки упомянутый выше шедевр.

Татьяна Лиознова "Мы, нижеподписавшиеся" (1980)

"Мы, нижеподписавшиеся" я не побоюсь назвать уникальным экземпляром, так как в нем успешно раскрываются сразу два редких жанра кино. Первый - это "поездная драма" - жанр, действие в котором разворачивается в тесном пространстве вагона/купе пассажирского поезда. Жанр для мирового кино в принципе редкий, если не считать экранизаций детективов Агаты Кристи. Часто мы видим в кино один или несколько эпизодов в поезде, но так чтобы полностью... Вспоминаются триллер Хичкока "Леди исчезает", позднесоветский "СВ.Спальный вагон" и какой-то боевик со Стивеном Сигалом. Между прочим, "поездная" тема почему-то особенно близка Лиозновой и встречается в половине ее фильмов.

Второй жанр уже не такой редкий, назвать его можно - "говорильня". Действие происходит в каком-либо ограниченном пространстве (помещении), в котором находятся герои и постоянно говорят, говорят, говорят... Из классики - "Гараж" Рязанова (словечко "говорильня" как раз оттуда), "Двенадцать разгневанных мужчин" Люмета и др. Если режиссер удачно реализует жанр "говорильни", то зритель получает особенное интеллектуальное удовольствие, похожее на ощущение саспенса. Несмотря на скудность внешних деталей, такой фильм держит в напряжении не хуже первоклассного триллера.

Единственный минус, и создатели фильма здесь ни при чем, - это то, что мне здесь почти нечего показывать, а сюжет пересказывать бессмысленно. Можно отметить звездный актерский ансамбль: Леонид Куравлев (главный говорун), Юрий Яковлев, Олег Янковский, Клара Лучко, Ирина Муравьева, Аристарх Ливанов и даже Иосиф Кобзон, случайно попавший в фильм.

"Мы, нижеподписавшиеся" - фильм немного подзабытый в наше время, может быть, потому что кажется незрелищным и чересчур интеллектуальным. Но в сравнении с современным интеллектуальным арт-хаусом данное творение Татьяны Лиозновой - глоток свежего воздуха.