«9-дюймовые» линкоры

5 February

Не совсем прямое, но продолжение постов про 9-дюймовые орудия на отечественных кораблях.

****

В начале 1892 г. было заложено три ЭБР типа «Полтава». А уже через год, началось перепроектирование броненосцев под новые пушки с артустановками. Пока шло это перепроектирование, сухопутное и морское ведомство решили принять на вооружение единое береговое и морское орудие крупного калибра.

И здесь выяснилось, что первоначально предполагаемый калибр в 10″, уступает по бронепробиваемости, девятидюймовым пушкам при равной длине ствола и мало того, девятидюймовые пушки длиной в 50 калибров, не уступают в бронепробиваемости 12″-ым орудиям до дистанций 30 кбт. А на больших дистанциях, оба орудия не пробивают броню тогдашних ЭБР. И это при том, что девятидюймовые пушки в полтора раз более скорострельные, чем 12″-ые. Не было и у 12″/40 пушек превосходства в весе ВВ в фугасных и бронебойных снарядах, так 9″-ые ФС/ББС весом в 188,4 кг, содержали 12,3/4,5 кг пироксилина, против 6/4,5 кг. ОСЗ мог производить 20 12″/40 (или другого калибра той же длины) орудий в год, так что и с этой стороны никаких препятствий не могло встретится, при своевременном финансировании.

Вследствие вышеуказанных обстоятельств, появился второй перепроектированный вариант ЭБР типа «Полтава» с 12-ю девятидюймовыми орудиями в шести башнях, обеспечивавший трёхкратное увеличение, за тот же промежуток времени, числа выстрелов снарядами, ни в чём не уступающим двенадцатидюймовым для пушки 12″/40. Возможность попасть в противника втрое большим количеством снарядов, решило судьбу проекта и строившиеся ЭБР были изменены на стапелях(чему способствовала предыдущая задержка в строительстве).

Необходимо отметить, что слабый калибр (всего 229-мм) имел широкое распространение в еще одном флоте Балтийского моря. А именно в Германии. В 1889 году там были заложены, и в 1891 году спущены на воду броненосцы типа «Бранденбург», с 8-ю 240-мм орудиями. Последующий тип немецких эскадренных броненосцев – тип «Кайзер Фридрих 3», построенный как улучшенный «Бранденбург» имел 6 240-мм орудий.

Таким образом, отечественные конструкторы спокойно указывали на иностранный опыт – хотя Германия и не относилась к лидерам кораблестроения.

Неожиданно порадовали артиллеристы.

После проведенных летом 1895 года испытаний, у Артиллерийского отдела МТК родилась идея, которая при ее детальном обсуждении понравилась слишком многим, чтобы ее игнорировать.

Идея заключалась в высверливании канала ствола не под новый десятидюймовый снаряд, а под девятидюймовый. Причем предполагалось использовать исключительно тяжелый вариант данного снаряда весом 460 фунтов, что было весьма близко к изначально предлагавшемуся моряками весу снаряда для десятидюймовки (470 фунтов).

За реализацией дело не стало – и полученная таким образом 50-калиберная (длину заготовок решили не менять) 229-мм пушка массой 23,45 тонны в начале 1897 года показала на полигоне отличные результаты. Обладая уже вполне удовлетворительной прочностью благодаря утолщенным стенкам ствола, она обеспечивала своему тяжелому снаряду начальную скорость около 785 м/с и дальность стрельбы им 112 кабельтовых при угле возвышения 30 градусов.

Таким образом, российские броненосцы типа «Полтава» получали на первый взгляд слабое, но на второй взгляд – очень мощную и скорострельную систему. При этом (опыты проводились на кораблях «Петр Великий», «Николай-1», «Полтава») выяснилось, что командовать единым калибром куда проще, чем 2-я, а то и 3-я калибрами!

Русско-японская война, показала преимущество единых 229-мм орудий, над разнокалиберным (203- и 305-мм) японским флотом. Кто знает, может если бы война с Японией сложилась бы по-другому, преимущество показала бы японская система, но все это относится к «если бы да кабы, во рту выросли бы грибы». Произошло так как произошло.

И опыты русско-японской войны были внимательно изучены не только русскими, и японцами, но и другими странами – Германией, и особенно Великобританией. Собственно Великобритания и начала гонку новых кораблей, заложив (в России считается, что сильно улучшенную «Полтаву», что дает право россиянам считаться что именно их отечество Родина линейных кораблей), линейный корабль типа «Нельсон» с 16 240-мм орудиями.

Вскоре, «Владычица морей» заложила линейные крейсера типа «Инвисибл» с аналогичным калибром.

При этом, Великобритания заложила еще один корабль с единым (на этот раз 305-мм) калибром – «Несокрушимый». Но, как показали первые же испытания, на разумной дистанции боя, преимущество было за меньшим калибром, а именно 240-мм орудиями. То, что, 305-мм орудиями можно было стрелять дальше и лучше видеть результаты пристрелки, как показывала практика, ничего особого не давало. Вон японцы сколько обстреливали русских – а толку, только для небронированных крейсеров, все решил ближний бой, в котором русские бронебойные снаряды оказались куда лучше японских (и надо признать – британских) фугасных снарядов. Да, если долго обстреливать противника, то и фугасными снарядами можно потопить – но и выкинуть в море их придется уйму.

В ответ, Германия, вспоминая «Бранденбург» (вот кто раньше всех начал строить линейные корабли) ответила кораблями типа «Нассау» — с 18 240-мм орудиями.

Германия, сделала (как и Великобритания) делали свои выводы из морских сражений русско-японской войны, подразумевая что немецко-английская война очень возможна. И немцы тщательно в целом повторили опыты англичан. Орудия располагались ромбовидной схемой – огонь на нос и корму едва уступал бортовому залпу. При этом, расположение орудий было таковым, что подобный линкор мог легко вести огонь на два борта (что великолепно продемонстрировали русские «Полтавы») одновременно. Что касается количества башен то немцы уступили англичанам, зато увеличили число орудий в башне, превзойдя на четверть (в бортовом залпе) англичан в их количестве.

В Российской Империи, в 1908 году были заложены линейные корабли типа «Паллада» (в честь крейсера-героя Чемульпо). Главное вооружение состояло из 15 (3*5) 229/54-мм орудий, вспомогательное – 16 102-мм.  В отличие от английских и немецких линкоров, «Паллада» несла все 5 башен, расположенных в линейной плоскости (линейно-возвышенной схемы), благодаря чему, располагаясь меньшим количеством орудий, имела преимущество в бортовом залпе.

В отличие от англичан и немцев, русские пришли к выводу, в стиле «все или ничего»: или на один борт могут повернуться все башни, или ни одна.

По странному стечению обстоятельств, но первая серия русских линкоров получила названия на букву «П».

«Полтава» — в честь другого броненосца героя русско-японской войны. «Пересвет» — этот полу-крейсер полу-броненосец, как отмечают многие, слишком удачно в 1908 году налетел на камни, и был исключен из списков военно-морского флота (восстановлен под другим названием как плавучая база). Четвертый линкор получил название «Павел-1». Включать императора в один состав из богини, монаха и города, может было и не особенно корректно, но так получилось.

А вот дальше была странная закономерность

«Открыла» продолжение (то есть называть корабли одной серии на одну букву) серия «Екатерина», «Елизавета», «Европа» и «Евстафий» («Европа», «Императрица Елизавета», «Императрица Екатерина Великая» и «Святой Евстафий»).

Учитывая, что «Европа» — это не только корабль, материк, но, если исходить из мифологии – дочь финикийского царя, похищенная Зевсом / Юпитером, то получалась забавная ситуация, ставшая поводом для шуток в стиле «Искушение Святого Евстафия»).

Следующие серии получили продолжение — «Рига», «Ретвизан», «Рымник» и «Выборг»,

При этом, легкие крейсера получили вроде бы как различные названия: «Корнилов», «Бутаков», «Сенявин», «Нахимов», но всех их объединяло одно название – звание «Адмирал»

Немцы не сидели на месте, и скоро в строй были введены линкоры типа «Гельголанд» с 8-ю башнями и 24 орудиями. Немцы так же решили использовать линейно-возвышенную схему. Что касается огневой мощи, то «Гельголанд» был настоящим шедевром ее воплощения. У немецкого линкора просто не было слабых мест – огонь на борт, нос и корму могло вести огонь 15 орудий.

Не сидели на месте и англичане, вводя в строй новые линкоры.

К этому времени, и другие страны – Австро-Венгрия, Франция, Италия, Испания (а также заокеанские США) так же начали строить свои «нельсоны», выбирая главный калибр на уровне 9 – 9,5 дюймов.

Пройдет меньше 10 лет после спуска первых «нельсонов», как они сойдутся бою с другими «нельсонами».

Источник - http://alternathistory.com/9-dyujmovye-linkory/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉