19 085 subscribers

Цикл Император Рыцарь. Imperator Eques. Подцикл великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава XXV. Падение Акрополя в 1827 году

Разгром у Фалерона ввёл греков в совершеннейшее уныние. Их совместные усилия освободить Акрополис не увенчались успехом, и эта крепость, а также порты Пирей и Фалерос сдались туркам. Оставшись без командования, лагерь в Пирее стал разбегаться. Первыми оставили лагерь и сели на корабли 1 тыс. островитян, под командованием родственника Кохрейна полковника Уркхарта. Черч, для приличия, оставался 3 дня на полуострове Кастелла. Его работа ещё не была завершена. Черч обеспечил … прекращение снабжения пирейского лагеря. С 28 апреля Черч, при посредничестве капитана французского фрегата, и через Кютахью посылал приказы осаждённым на Акрополе о сдаче. Криезотис отказался сдаваться. Его гонцам удалось дойти до греческого лагеря на Кастелле. С удивлением Макрияннис узнал от них, что у осаждённых было продовольствия ещё на 3 месяца осады, и что предыдущая дезинформация исходила от Фавье. Криезотис не подчинился Черчу и не сдал Акрополь. 16 мая, по приказу Черча, греки оставили Пирей и Кастеллу. 16 мая к переговорам с осаждёнными Акрополя подключился капитан австрийского фрегата. Но греки не хотели иметь дело со враждебными им австрийцами.

Кокрейн обратился к командующим союзных эскадр, находившихся в Средиземном море. Он сообщил, что «после провала при Фалероне Акрополь, без сомнения, падёт, а поскольку греческий флот слаб, он просит командующих британскими, французскими и русскими кораблями предотвратить грядущую резню». Фавье, возглавлявший сторонников сдачи, обратился к своему соплеменнику, командующему французской эскадры Анри де Риньи, который также «совершенно случайно» оказался рядом, в Саламине. Французский командующий вступил в переговоры с турецким командованием. Он просил, чтобы турки выпустили гарнизон Акрополя, который на тот момент большей частью состоял из французов, итальянцев, швейцарцев, немцев, бельгийцев и т.д., но не из греков, к Фалерону, где они бы сели на французские корабли и выехали на Саламин. Турки согласились и Де Риньи начал переговоры с осажденными, уже из палатки Кютахьи. Перед осаждёнными была поставлена жестокая дилемма: выход при оружии, но без гражданского населения или сдача оружия, но выход и гражданского населения. Уже на скале Акрополя был согласован французский компромисс: оставить на усмотрение турок несколько семей, чтобы разнёсся слух, что жители Афин покорились султану. 24 мая 1827 года колонна осаждённых, возглавляемая де Риньи и австрийским капитаном, оставила Акрополь. Но отряд из 42 человек отказался покидать Акрополь. Большинство этих людей были убиты при захвате главного храма Древней Греции.

«Падение Акрополя»
«Падение Акрополя»

По прибытии Фавье на Порос толпа стала забрасывать его камнями. Для его спасения и для соблюдения приличий, правительство заключило его на несколько дней в тюрьму. Гордон пишет, что «если бы на Акрополе находились только греки, то вероятнее всего, что Акрополь продержался бы до Наваринского сражения». Всё, чего достиг Караискакис в течение своего трёхмесячного похода, было сведено на нет. После поражения при Фалере, посланники патриарха Агафангела вновь стали собирать по всей Средней Греции подписи повиновения султану.

Оборона монастыря Мега Спилео 24 июня 1827 года

Оборона монастыря Мега Спилео является предметом гордости Элладской православной церкви и часто именутся в историографии как «монашеская война» (греч. Καλογερικός πόλεμος).

Монахи монастыря Мега Спилео на Пелопоннесе были вовлечены в деятельность греческой революционной организации Филики Этерия. Монастырь стал одним из центров подготовки восстания. С началом восстания, многие монахи монастыря приняли непосредственное участие в военных действиях: в сражении при Левиди 14 апреля 1821 года и в уничтожении остатков армии Драмали-паши в сражении при Акрате 7-19 января 1823 года. Сам монастырь стал базой стратегического значения для восставших. Кроме этого, в монастыре нашли убежище тысячи беженцев, включая более 500 знатных семей Пелопоннеса. Будучи не в силах справиться с восстанием и через 3 года после его начала, султан призвал на помощь своего египетского вассала, пообещав ему Пелопоннес. Организованная европейцами, египетская армия, под командованием Ибрагима-паши, высадилась на Пелопоннесе в 1824 году. Зная о стратегическом значении монастыря, Ибрагим безуспешно пытался угрозами вынудить монахов к сдаче. Ибрагим предпринял разведку боем в декабре 1825 года и в мае 1826 года, но в обоих случаях не решился брать монастырь приступом.

Монахи и прихожане начали строить укрепления ещё с предыдущего, 1826, года после второго разведывательного налёта Ибрагима. Была построена башня к северу от монастыря. Две башни были построены на вершине скалы, на маленьком расстоянии одна от другой. Самая южная из башен была многоэтажной, располагала цистерной воды и при ней была построена часовня Вознесения. Монастырь располагал всего двумя пушками: одна была расположена на вершине скалы, а вторая к северу от монастыря. Вокруг монастыря были вырыты многочисленные окопы. Окопы были вырыты в двух важных для обороны монастыря секторах: в 500 метрах северо-западнее монастыря и на холме Праздник Богородицы, у реки Вурайкос и в 600 метрах западнее монастыря. Перед фасадом монастыря была выстроена стенка длиной в 60 метров.

19 июня Ибрагим написал письмо монахам монастыря с требованием покориться. Монахи ответили, что «поскольку они ушли от мира сего и считают себя не существующими в этой жизни, они не боятся смерти». Получив ответ, Ибрагим решил взять монастырь приступом. Монастырь защищали 600 бойцов Н.Петимезаса и 100 бойцов Фотакоса. 23 июня Ибрагим послал 3.000 своих солдат занять горы за монастырём. 12.000 солдат он расположил юго-восточнее монастыря, на позиции именуемой Псилόс Ставрόс (Высокий Крест). Ненекос, со своими силами, расположился к северо востоку от монастыря. Утром 24 июня, на виду защитников монастыря, турки и люди Ненекоса гнали по ущелью под монастырём пленных женщин и детей. «Пленные шли вперемежку с, захваченным турками скотом, и представляли картину стада», писал Фотакос. В этот момент, возмущённый монах заявил Фотакосу, что им, бойцам, следует стыдиться того, что они допустили, чтобы турки «тащили в рабство наших женщин». Почти сразу, из монастыря выступила сотня вооружённых монахов, во главе с проигуменом Герасимом. Монахи сменили рясы на греческую фустанеллу и «распустили свои длинные волосы». Проходя мимо позиций бойцов, монахи заявили: «Смотрите как мы будем драться». Фотакос пишет, что «мы покраснели от стыда и немедленно выступили за свои позиции». Турки и люди Ненекоса заняли оборону, но не смогли отразить атаку монахов и бойцов. Фотакос признаёт, что монахи убили больше турок, нежели бойцы, «почти в два раза» и добавляет «турки почувствовали, что такое монашеская война». 500 турецких всадников атаковали холм Праздник Богородицы. Защитники холма отразили атаку, не в последнюю очередь, благодаря огневой поддержке одной единственной пушки, стрелявшей из монастыря. Всадники были вынуждены прекратить атаку, ожидая генеральной атаки Ибрагима. Но атака не состоялась, и кавалерия отступила с потерями. Неудача постигла также османские силы, атаковавшие часовню Всех Святых юго-восточнее монастыря. Сопротивление защитников часовни вынудило осман отступить. В другом секторе боя, на позиции Высокий крест, и несмотря на гибель командира её защитников, Андреаса Сарделианоса, повстанцы не только отразили атаку осман, но и сами контратаковали. Османы потеряли более 300 человек убитыми и раненными. В довершение османские силы подверглись атаке маленького отряда, оставленного в тылу Н.Петмезасом. Опасаясь подхода сил Колокотрониса, Ибрагим решил не испытывать судьбу в узкой теснине и не повторять участи Драмали-паши. Ибрагим ушёл от монастыря в очередной раз, оставив его взятие на будущее. Дели-Ахмед и Ненекос ушли в Патры. Ибрагим вернулся в Триполицу, сжигая сёла на своём пути. Другого случая для взятия Мега Спилео Ибрагиму не предоставилось. После уничтожения турецко-египетского флота в октябре 1827 года при Наварине, Ибрагим лишился возможности получать подкрепления и потерял инициативу действий. Монастырь остался в греческих руках до конца войны. Через год после того как Иоанн Каподистрия принял правление ещё сражающейся Грецией, он праздновал Воскресение Христово в апреле 1829 года в монастыре, вместе с монахами и прихожанами.

Другие части цикла: #imperator_eques

Теги записи: #альтернативная история #μεγάλη_ελλάδα #19 век #греция

Источник - http://alternathistory.com/velikaya-gretsiya-glava-v-gretsiya-vosstaet-iz-pepla-1827/#padenie-akropolya-v-1827-godu

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉