Как защитить свою идею

Как защитить свою идею

Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Однако для защиты идеи можно прибегнуть не к авторскому праву, а к патентному.

Если Ваша идея представляет собой техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу, то оно может отвечать признакам изобретения и на такое изобретение можно получить патент.

Если Ваша идея представляет собой техническое решение, относящееся к устройству, то она может быть запатентована в качестве полезной модели.

В качестве альтернативы патентованию и относительно простого и надежного способа защиты идеи можно также рассмотреть ноу-хау (секрет производства). Эта форма подойдет для компаний и индивидуальных предпринимателей.

Секретом производства признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Как видно из определения, чтобы Ваша идея отвечала признакам ноу-хау, ей необходимо быть коммерчески ценной и неизвестной третьим лицам. Ограничение доступа третьих лиц к ноу-хау и сохранение его в секрете обеспечивается введением режима конфиденциальности или режима коммерческой тайны. До марта 2014 года формулировка ст.1465 ГК РФ, посвященной ноу-хау, допускала только введение режима коммерческой тайны. Теперь же имеется послабление в виде возможности обеспечения секретности посредством режима конфиденциальности.

Режим конфиденциальности отличается от режима коммерческой тайны тем, что не имеет такого строгого законодательного регулирования, как коммерческая тайна. До изменения формулировки статьи охрана ноу-хау была неразрывно связана с режимом коммерческой тайны, что зачастую отпугивало предпринимателей, т.к. коммерческой тайне посвящен отдельный закон и, чтобы правильно ввести режим коммерческой тайны на предприятии, надо было принять множество различных мер, составить большой объем документации и провести глобальную работу с персоналом. В свою очередь режим конфиденциальности может быть регламентирован и обеспечен самой компанией по своим правилам; каких-либо четких законодательных требований к режиму конфиденциальности (в отличие от коммерческой тайны) нет.

Еще одним из способов защиты идеи является подписание Non Disclosure Agreement (NDA) – соглашения о неразглашении. Такое соглашение может быть подписано как между компаниями, так и между физическими лицами. В силу принципа свободы договора стороны имеют возможность предусмотреть в таком соглашении различные ограничения по использованию получаемой информации и ввести соответствующие меры ответственности, включая штрафные неустойки.

© Андрей Макаров, 2022г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

#авторское право #авторские права #идея #интеллектуальная собственность #ноухау