Балбесы и флот, часть 2-я: утопили плавучий док

93k full reads
105k story viewsUnique page visitors
93k read the story to the endThat's 89% of the total page views
4 minutes — average reading time
Балбесы и флот, часть 2-я: утопили плавучий док

"Мало ли что где тонет", скажет человек, который, как говорится, не в теме, "чего такой шум подняли?" (Хотя наверняка есть люди и вообще об этом безобразии не слыхавшие, а если и слыхавшие, то на такую "мелочь" внимания не обратившие. А зря.

Вернёмся чуть-чуть назад во времени. В 1978 году Совмин СССР поручил Минсудпрому разработать в 1979 - 1980 годах эскизный и технический проекты ТАКР (тяжёлый авианесущий крейсер) - таким элегантным способом решили обойти запрет на проход авианосцев черноморскими проливами, поскольку наши авианосцы было решено строить в Николаеве.

Но поскольку в те времена умели заглядывать дальше, чем до следующего урожая, то у же в 1980 году был получен построенный в Швеции плавучий док, в котором эти авианосцы могли обслуживаться. Назывался он ПД-50 и был крупнейшим в СССР, а позже в России. Был, вот именно.

Плавучий док по сравнению с сухим имеет ряд преимуществ. Во-первых, не нужно рыть гигантский котлован, причём он должен быть ниже уровня моря. Колоссальные бетонные работы и главное, сухой док останется на месте навсегда, а плавучий можно переместить в другое место.

Правда, если гавань не глубоководная, то под местом его расположения землечерпалками роется так назваемая доковая яма, в которую док и будет погружаться.

Я покопался в интернете, вот чего накопал.

Длина ПД-50 330 м, ширина - 88м. Длина ТАКР " Адмирал Кузнецов" максимальная 306 м, ширина (ну это полётная палуба конечно) - 71м. Посмотрите-ка ещё раз фото, видно, что поскольку полётная палуба несимметрична относительно диаметральной плоскости корабля, часть её нависает над одной из башен дока.

Следующий по размерам боевой корабль - атомный крейсер "Пётр Великий". Длина 251м, ширина 28,5м.

Посмотрим, что имеем теперь, когда ПД-50 не стало. Сразу оставим за рамками Дальний Восток. В журнале Наука и техника за 2016 год сообщается, что Мурманский судоремонтный завод - "35 СРЗ" АО "Центр судоремонта "Звездочка" планирует объединить две существующие доковые камеры в один сухой док размерами 400м на 80. Где ныне находится этот воз, мне неизвестно, может, кто в комментариях уточнит.

Есть ещё сухой док в Керчи на заводе "Залив", я в нём, кстати, ремонтировался, его размеры 354 м на 60 м. Но далеко это, всё равно. Что же в сухом остатке? Возможности проводить доковые работы с крупнейшими кораблями на сегодня отсутствуют. А водолазы хоть и молодцы, но не всё им подвластно.

Строить новый плавдок - сколько это займёт времени и в какие миллиарды обойдётся? Поднимать ПД-50 - неординарная задача, стоить будет не намного меньше и наверняка у него есть повреждения после падения на скалистое дно. А устранять их проще всего, поставив его в другой док, ещё более крупный :) да где его взять? Ждать, когда войдёт в строй док в Мурманске?

Короче, куда не кинь - везде клин.

Перейдём же к самому факту утопления.
Во время войны такие сооружения являются вожделенной целью для авиации и диверсантов противника. Вывести их из строя - нанести тяжёлый удар по боеготовности вражеского флота. А тут в мирное время, не в бурю и не в аварийном столкновении с другим судном док идёт ко дну. Всего лишь трудами обслуживающего персонала. Кстати, по штату команда этого дока составляет 175 человек.

Счастье, что не пошёл ко дну и "Адмирал Кузнецов", находившийся в это время на стапель-палубе и лишь благодаря усилиям своей команды оставшийся на плаву.

На доке не оказалось возможности перейти на питание от своих четырёх мощных дизель-генераторов после того, как пропала подача электричества с берега. Пишут, что чуть ли солярки не было. И насосы остались без питания. Но есть же и ручные приводы основной запорной арматуры на трубопроводах. Пишут, что она обмёрзла. (!)

Ну как всё это может быть? Продолжается вакханалия раздолбайства и некомпетентности. А во времена Лаврентия Павловича наверняка внимательно бы присмотрелись - нет ли вредительства? Да и сейчас что-то странные вещи пошли, то космический корабль просверлят в неположенном месте нетвёрдой рукой, то уникальный док утопят при самых безобидных обстоятельствах.

И что-то мне подсказывает, что всё закончится на стрелочниках, как обычно.

И ещё не факт, что нечто подобное не произойдёт и на каком-нибудь сухом доке. А такие случаи возможны. Так, в 2002 году в одном из крупнейших сухих доков мира, принимающем суда до миллиона тонн водозмещением, порт Рашид, ОАЭ, произошёл прорыв воды в доковую камеру. Затопило более 500 человек, 20 погибло.

Да минует нас чаша сия