Безмолвная смерть, таящаяся на дне рядом с Севастополем

26 February 2018

В 2004 году трое севастопольских недоумков сумели поднять из моря донную мину, привезли в частный сектор и начали разбирать. Взрывом защитника-ловушки двое были убиты на месте, третий попал в реанимацию. Место это не так далеко от железнодорожного вокзала, рядом и автобусный, очень оживлённое уличное движение. Основной же заряд немецкой донной мины типа LMB — Luftwaffe Mine B , состоящий из гексонита, по мощности равен тонне тротила. Можно представить, что бы произошло, взорвись он целиком.

А первыми жертвами такой мины стали жители улицы Подгорная, в 3 часа 52 минуты 22 июня 1941 года, до начала войны было ещё 8 минут. Погибли 18 человек, часть из них так и остались безымянными, а 136 получили ранения (по другим данным, около 200). Пытаясь заблокировать флот в севастопольской бухте, немцы сбрасывали их на парашютах. Если она не попадала в воду, то через определённое время взрывалась, чтобы не достаться противнику. Сейчас на этом месте стоит скромный памятник, окружённый лепящимися на косогоре частными домиками.

Что же это за зверь такой, донная мина? Обычно противокорабельную мину мы представляем в виде рогатого шара, висящего в толще воды на стальном тросике, соединяющем её с якорным устройством. Недостатком их является то, что обычно она должна была коснуться потенциальной жертвы, хотя позже появились дистанционные взрыватели. А ещё - тральщик, расчищая фарватер, своим тралом перерезал эти тросики, как коса сорняки, мина всплывала и её расстреливали или подрывали наложенным на корпус зарядом взрывчатки. Но и тут шла борьба "брони со снарядом" - для сохранения мин применялись специальные "минные защитники", перерубавшие трал небольшим взрывом или просто перерезавшие его специальным резаком.

Сумрачный германский гений решил пойти другим путём. Мина LMB лежала на дне, тралом не подцепишь. Корпус был из алюминия, а то и из специального прессованного водостойкого картона (пресс-штоф) с деталями из бакелита.

А давайте посмотрим алгоритм работы этой адской машины.

Когда мина касалась поверхности воды или земли, включался таймер бомбового взрывателя. Если через 19 секунд мина не погружалась глубже 4, 57 метра, происходил взрыв. Именно так погибли спящие жители улицы Подгорной. Кстати, интересно, почему применялись именно такие отрезки времени - почему не 20 секунд, не 4,5 метра?

Если же мина успевала нырнуть на такую глубину, то взрыватель этот выключался. На глубине 4,57 метра гидростат соединял промежуточный взрыватель с электродетонатором.

На глубине 5,18 другой гидростат включал часовой механизм отсчёта времени до приведения взрывателя в боевое положение. Параллельно эти часы через 15-20 минут должны были включить устройство неизвлекаемости. Теперь, если мину поднять на глубину меньше 5, 18 метра, она взорвётся.

После перехода в боевое положение мине оставалось только ждать свою жертву. Как она узнавала о ней?

Магнитный взрыватель реагировал на изменение вертикальной составляющей магнитного поля Земли при прохождении над миной вражеского корабля. Далее. Идущее судно, особенно на высокой скорости, изменяет и давление воды вокруг себя. На это реагировал гидродинамический взрыватель, правда, его стали применять с 1944-го года.

Акустическое устройство реагировало на шумы от винтов. Тут конструкторам пришлось поломать голову над тем, как сделать, чтобы мина не срабатывала от слишком коротких звуков и слишком сильных, таких как различные удары или взрывы, а также шум от винтов всяких маломерных судёнышек. Мина могла быть настроена на то, чтобы пропустить, скажем шесть целей и взорваться под седьмой. Таким образом гонять туда-сюда всякую мелочь становилось малоэффективно.

Естественно, были защитные устройства, чтобы убить пытающихся разоружить мину. Этим деятелям, что приволокли мину в город, повезло, что гидростат не сработал ещё при подъёме мины и они не превратились в молекулы, когда подтянули её выше пяти метров.

Но помня об этой возможности, 8 июня 2017 года наши специалисты-пиротехники лишь приподняли над дном очередную найденную мину этого типа, в таком положении отбуксировали её подальше в море и там подорвали.

Было ли последним это чудовище, найденное на дне близ Севастополя, сказать не может никто.

Подобные мины, которые можно устанавливать также через торпедные аппараты подводных лодок, производились позже и в нашей стране. Чем принесли немалую пользу, потому что транспортные контейнеры от них продавались севастопольским садоводам как ёмкости для воды. Вот и у меня на участке они имеются:)

подписывайтесь , есть много интересных вещей в мире:)

Технические подробности почерпнуты из статьи Ю.Веремеева "Германская авиационная мина LMB"