Что делать, когда вода начинает вытекать из дизеля

26 June 2018

Но сначала, зачем она там нужна. Почему вообще суда движутся по морю?

Оттого, что в цилиндрах их двигателей сгорает топливо, это не секрет. Непрерывная череда вспышек топливовоздушной смеси, Карл, по такому же принципу действуют ужасные вакуумные бомбы. Часами и сутками, а то и неделями происходят эти вспышки, температура которых переваливает за тысячу градусов, а двигатель не то что не раскаляется докрасна, на нём и яичницу хрен зажаришь.

Я хочу попробовать поведать обо всём, что связано с этим феноменом самым доступным образом, чтобы было понятно и интересно даже женщинам, посмотрим, удастся ли :)
Профффесионалов желаю сразу предупредить - я не собираюсь пересказать своими словами "Руководство по эксплуатации судовых дизелей".
Как ДОЛЖНО быть, мне известно, но я расскажу, как оно есть кое-где на самом деле.
Поехали?

Для начала - где же происходят эти вспышки? В месте с печальным, как по мне, названием "камера сгорания". Никакого оптимизма в этом словосочетании нет, согласитесь :)
Стенки камеры образованы внутренней поверхностью втулки цилиндра, а проще - трубы с внутренним диаметром 27 с половиной сантиметров, если говорить о дизеле ŠKODA 6-27.5A2L, укреплённой вертикально в блоке цилиндров. Крышей камеры является достаточно сложное устройство с говорящим названием "крышка цилиндра", и чего только в неё не напихано - и клапаны, и рычаги привода клапанов, и форсунка, и кое-что ещё, в зависимости от конструкции. А теперь прикиньте, как должна быть прикручена крышка к блоку цилиндров, чтобы её не только не сорвало, но и малейшая толика раскалённых газов не могла просочиться в зазор.

А дно камеры - это поршень, который ёрзает внутри втулки вверх-вниз, превращая силу взрывов и давление образующихся при этом газов во вращение коленчатого вала и далее - кому там это вращение нужно, гребному винту, реверс-муфте или генератору.
И вот теперь возвращаемся к первоначальному вопросу - почему всё это не раскаляется со страшной силой?

Смешной я какой - да все знают, - потому что охлаждается водой, под давлением омывающей втулки цилиндров, потом поднимающейся в крышки, а охладив их, перетекающей для охлаждения выхлопного коллектора, по которому огнедышащие газы устремляются в турбонагнетатель воздуха, который тоже треба охлаждать. И только потом в водо-водяной холодильник и снова в насос.
Так и носится по кругу охлаждающая вода, - а вода, как известно, всегда дырочку найдёт.
И очень здорово, если эта дырочка находится вне дизеля. Легко найти и устранить, а если внутри?

Вот обнаружили мы, что в мерном стекле расширительного бачка (о котором я упоминал неоднократно) падает уровень, особенно прискорбно, если во время работы машины. Если это происходит достаточно медленно, а останавливать двигатель нет возможности, в проливе, например, дотерпим до момента, когда его можно остановить без ущерба для задач, стоящих перед судном.

Внешних течей не найдено, нужно заглянуть внутрь шайтан-машины. Открыли картерный лючок (квадратные отверстия на заглавном снимке, в одно из которых засунул ключи наш неунывающий стармех - дедом как-то неуместно его называть).
На первом цилиндре - ничего. На втором: ничего? - ничего! На третьем - ага, вот она, зараза! По нижней части втулки слезится тоненькая струйка или просто частая капель воды.

Тут тонкость: если по внутренней поверхности втулки - значит потекла крышка и это гораздо приятней, ибо для устранения течи придётся снимать только крышку.
А вот если по внешней - значит потекло уплотнение самой втулки, резиновые кольца, опоясывающие втулку и создающие замкнутую полость между втулкой и блоком цилиндров, в которой и бурлит охлаждающая вода.

Теперь всуньте слегка мизинец (представим, что это втулка) в любую ноздрю (колодец в блоке цилиндров), зажмите другую и сильно дуньте носом. Воздух (вода в рассматриваемом случае) свободно прорвётся наружу.
А если бы на мизинце было резиновое колечко, втугую входящее в ноздрю?
Да, но как его запихнуть, ведь в процессе запихивания оно будет сдвигаться назад?
Вот для этого в выступающем над стенкой втулки круговом пояске-буртике выточены кольцевые канавки, шириной как раз под толщину резинового кольца (где-то с карандаш будет)и глубиной немного больше её половины. Колечко плотно ложится в эту канавку, резине при запрессовке нет возможности сдвинуться, и, если его смазать чем-нибудь, сейчас обычно силиконом или герметиком термостойким, то она туго войдёт в посадочный поясок на блоке цилиндров.

Что ж, стало ясно, что кольцо (или оба, буде таковых два) потекло и надо его менять.
А для этого:
-слить воду из дизеля и той части системы, которая находится выше уровня колец на втулке;
-отсоединить от крышки неисправного цилиндра водяные, топливные и масляные трубопроводы, снять толкатели привода клапанов, отсоединить воздушный и газовыхлопной коллекторы (ох, тот ещё геморрой бывает с ними) и отодвинуть их слегка от крышки, а значит, прослабить крепление этих коллекторов к соседним головкам;
-снять крышку цилиндра;
-разобрать мотылевой подшипник;
-вынуть из втулки поршень с шатуном;
-выпрессовать и снять саму втулку цилиндра;
-понять, почему, курва, потекло уплотнение.

На этом я закончу дозволенные речи и продолжу их завтра. Расскажу, как же всё это делают такие романтичные маслопупчики в голубеньких комбинезончиках, и если это вам не интересно, ну что же, значит, со своей задачей я не справился, не увлёк и не завлёк, стар стал .

А если интересно, то лайк совсем не был бы лишним :)