Ещё кое-что о Северном Потоке-2, чего вы возможно не знали

12 April
186k full reads
399k story viewUnique page visitors
186k read the story to the endThat's 47% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

По крайней мере я точно не знал и это оказалось довольно интересным. В комментариях к предыдущим двум статьям некоторые сокрушаются о непомерной по их мнению стоимости этого проекта. А ведь помимо всего прочего в эту стоимость включены и исследования проектируемой трассы. В общей сложности судам-исследователям пришлось пройти порядка 71 000 километров.

Чтобы ускорить процесс, исследования проводились одновременно на многих участках, а всего для этих работ были привлечены более 80 судов с современнейшим оборудованием. Задачей было наметить наиболее безопасный маршрут с минимальным воздействием на окружающую среду. Особое внимание уделялось сохранению культурно-исторических объектов на дне. Лежали, значит, эти объекты сто, двести или более лет и никому до них дела не было, так бы и сгнили до конца, но раз газопровод кладут - надо их обезопасить, а то и принять меры к спасению. И если перемещать не планируется, то коридор газопровода должен обойти их на расстоянии не менее 50 метров. Сколько же кренделей пришлось ему выписать?

Только в финских водах было выявлено 32 объекта, "потенциально представляющие культурный интерес". Как следствие, на финском участке маршрута было решено использовать судно с динамическим позиционированием, чтобы исключить возможное воздействие трубоукладочных работ на эти объекты, а то завозным якорем баржи можно их повредить. В датских водах пришлось исследовать три возможных маршрута. Остановились только на последнем.

В германских водах на входе в Грайфсвальдский залив в 1715 году шведы затопили в линию порядка 20 судов с балластом, чтобы воспрепятствовать судоходству (привет критикам затопления судов в Севастополе, которое есть неслыханный в истории позор, ага). Пришлось одно из них извлекать со дна и законсервировать в научных целях. А всего по маршруту немцы извлекли и законсервировали шесть судов, которые обойти было никак невозможно.

Обходились также места обнаружения затопленных боеприпасов, а там где это было невозможно, они подрывались зарядами, установленными в более мелких местах водолазами, а более глубоких - подводными роботами. А всё это денежки, денежки. Кстати, а понравятся ли эти взрывы какой-нибудь балтийской салаке или тюленю? Наверняка нет, поэтому суда работали парами. Одно занималось работами по подрыву, а другое обеспечивало завесу из воздушных пузырьков вокруг этого места, чтобы снизить шумовое воздействие на морских обитателей в момент взрыва, кроме того использовали пассивный акустический мониторинг и средства рыболокации, а также применялись акустические отпугиватели. Всего в финских и германских водах было произведено 55 таких взрывов.

В прошлой статье я упоминал о различных типах использовавшихся при прокладке газопровода судов, ну а чисто трубоукладчиков сколько было? Сейчас речь идёт только о "Фортуне" и "Академике Черском". Но ведь ясно, что укладывалось одновременно несколько участков трубопровода, чтобы сократить время строительства. Потом оставалось только соединять уложенные разными судами участки.

В немецких водах была задействована баржа Castoro Dieci (C10) с якорным позиционированием, как у нашей "Фортуны":

Она первой начала работы по прокладке "СП-2" 25 июля 2018 года. Судно принадлежит итальянской компании Saipem. С этой компанией интересная история случилась. Два её трубоукладчика были зафрахтованы для прокладки "Южного потока". Однако "братушки" всё виляли задницей, начало работ затягивалось, суда простаивали. В итоге проект был сорван. Если бы итальянцы проявили немного выдержки, эти суда были бы привлечены к строительству "Турецкого потока". Но терпеть им было невмочь и они выкатили иск за простой в 760 млн евро, правда потом снизили сумму до 678 млн. Дочка Газпрома South Stream Transport B.V. выставила встречный иск в 730 млн., а за строптивость отношения с итальянцами были разорваны, подряд на «Турецкий поток» отдали компании Allseas (которая в итоге тоже подгадила, но уже на Балтике).

Правда, до суда в Лондоне дело не дошло, стороны пошли на мировую, сколько это им стоило - есть коммерческая тайна, но в итоге итальянцы работу на СП-2 получили.

На верхнем снимке интересный момент. Как раз идёт стыковка двух участков газопровода, проложенных раздельно и поднятых со дна для соединения. Видны также 8 тросов, ведущих к якорям, которые удерживают баржу в определённой позиции. Видите площадку, на которую выведены концы трубопроводов? Вот ниже более крупно. После подгонки плети будут сварены и вновь опущены в море:

Следующее судно - Audacia, швейцарской компании Allseas:

Судно с динамическим позиционированием, т.е. удерживается в определённом положении благодаря работе своих подруливающих устройств. Однако в мелких немецких водах оно использовалось в режиме якорного позиционирования, с помощью 10 якорей.

Следующий трубоукладчик: Solitaire той же Allseas:

Здесь это судно у входа в бухту Гуанабара, вдали виден Рио-де-Жанейро. Бывал я в этих местах :)

Ну, и самое крупное с мире судно, применяющееся в подобных проектах, Pioneering Spirit:

Если бы не противодействие США, работы с их помощью были бы давно закончены, ну, ничего, справимся своими силами, а впредь урок - на "партнёров" надейся, а свои трубоукладчики имей!

И ещё о том, о чём практически не упоминают. А как газопроводы выходят на берег? Как оказалось, их здесь не тащат в море, а наоборот, вытягивают на сушу. С российской стороны местность довольно пустынная, так что там обошлись специально укреплёнными траншеями. В работе участвовала "Фортуна".

А вот с немецкой - газопровод должен был пересечь мелководье, пляж, дюну, прибрежный лес, инженерные коммуникации, автомобильную дорогу и железнодорожные пути. Поэтому применили метод микротуннелирования. Два туннеля длиной по 700 метров начинались на берегу в специальном котловане:

В нём сооружается мощный бетонный массив, в который упирается опорная площадка гидравлических домкратов. Они вдавливают в грунт проходческий щит. Измельчённый им грунт разжижается подаваемой по трубопроводу водой и жижа откачивается наверх. После проходки очередных трёх метров в котлован опускается следующее бетонное кольцо наружным диаметром 2,5 метра и толщиной стенок 22,5 см. По достижении конечной точки все оборудование, необходимое для прокладки микротоннелей, было демонтировано. Затем туннелепроходческий комплекс был извлечен со специально оборудованного судна в море. Это была Castoro Dieci.

Потом в бетонные тоннели затянули из моря газопроводы. По завершении монтажа зазор между внутренними стенками тоннелей и газопроводами был заполнен специальным строительным раствором.

Что ж, осталось совсем немного до завершения этого уникального проекта. Наверно, мало какому создавалось столько препон с самых начальных этапов - не то, что строительства, но даже проектирования. Однако, как говорил монтёр Мечников, заведующий гидропрессом театра «Колумб» - "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". А ни Германия, ни Россия этому проекту не противились. Все остальные в итоге остановить его так и не смогли.

Предыдущие статьи на эту тему:

Что удалось узнать про "Северный поток-2"

Что происходит с трубами Северного Потока-2 на судне-трубоукладчике и на дне морском

...................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь