Грязные работы на корабле

22 July 2018

Танкеров с мытьём их танков касаться не буду, я на них не работал. На сухогрузах при очистке трюмов, скажем после выгрузки угля, тоже можно неплохо испачкаться, и всё-таки хорошо поработавшее моторное масло вне конкуренции.

Чёрные частицы углерода в нём столь мелки, что попавшие на ткань отстирыванию до конца не поддаются, хоть и светло-серое, но пятно останется. И даже руки, если хорошо повозился с загрязнёнными деталями, лучше отмывать в два приёма. Сперва используем моторное же масло, только чистое. Есть в нём моющие присадки, чернь эту с кожи снимающие. А вот потом уже, стерев излишки масла сухой мягкой ветошью, моемся обычными моющими средствами.

Хочу сразу сообщить, что о существовании резиновых перчаток я в курсе:) И есть такие мази ещё, предохраняющие руки. Но достаточно бывает ситуаций, когда можно извозиться гораздо капитальней, другой раз и комбез не поможет. Ну вот, хотя бы очистка цистерны льяльных вод или отработанного масла. Периодически весь осевший там на стенках и дне шмурдяк надо выгребать, а если предстоят сварочные работы, то эти ёмкости должны быть чисты идеально, сухи и хорошо проветрены.

Периодически проводится и так называемая моточистка двигателей. В перечне связанных с ней работ имеется удаление следов углерода во всех его видах - сухой сажи, мокрого старого масла и пастообразной, наиболее гнусной массы, оседающей иногда в газоотводящих полостях, что ещё и пожаром грозит. Вот ротор турбонагнетателя со стороны турбины, уже более-менее промытый:

А это он же со стороны воздушного компрессора:

Однако до промывки рабочее колесо выглядело отнюдь не так презентабельно. В воздухе машинного отделения всё равно присутствуют пыль, масляные пары и прочие взвеси, которые засасываются не только в компрессор, но и в лёгкие механиков. Но на входе в компрессор ставят воздушные фильтры, а мы практиковали ещё пару слоёв синтепона. Через непродолжительное время он чернеет и становится маслянистым на ощупь. А вот в респираторе ходить не принято.

Это то, что может находиться во внутренних полостях:

Крупнее:

Такое добро надо оттуда выгрести.

В итоге всё принимает примерно такой вид, это направляющий аппарат турбины:

Обратите внимание на забоины на верхних лопатках - какая-то металлическая вещица здорово их покоцала.

У меня нет снимков других работ, таких, как очистка секций масляных фильтров или тарелок центробежного масляного сепаратора, так что поверьте на слово - жирной черноты и там хватает выше крыши.

Кстати, припомнился такой случай. Дед на буксире решил, что пора очистить кормовые топливные цистерны. Топливо дизельное. Казалось, какая там-то грязь? Цистерны были по 80 с лишним, не помню уж, кубометров каждая. Такие обширные помещения. Мы перекачали солярку, вскрыли боковые горловины, включили вдувную вентиляцию и забрались внутрь.

Так вот, совковыми лопатами пришлось сгребать и нагружать в обрезы, сделанные из бочек от моторного масла кучи песка и мелкой гальки, где-то с фасолину и меньше. Кто, когда и как закачал это добро в цистерны, объяснить никто не смог. Мне приходилось читать, что нефть выносит из скважин подобные вещи, но как они потом смогли преодолеть различные фильтры? Короче, таинственная история...