Итоги разборок в машинном отделении и пара слов о романтике

28 June 2018

1-я часть рассказа
2-я часть

Конечно, увлекательно писать на узкопрофессиональные темы - дело непростое.
Это вам не "Беспощадная победа над свекровью-мегерой", ситуация животрепещущая и близкая народным массам.
В принципе, я знаю всего пару-тройку журналов специалистов, пользующихся общим вниманием, это люди, связанные с авиацией (а каждому интересно, как оно там устроено, ведь жизнь им доверяешь), ну, и медики ещё (пожалуй, по той же причине).
Хотя не думаю, что описания своей работы каким-нибудь проктологом вызвало бы особо повышенный интерес, кроме тех, у кого свербит в одном месте.

Но вернёмся к нашим ̶б̶а̶р̶а̶н̶а̶м̶ дизелям. Итак, засунулся я по пояс в узкий лючок картера Шкоды и в свете переносной лампы увидел на внутренней поверхности блока россыпь небольших раковин.
Причём именно в области буртика, к которому и прижимались уплотнительные кольца.
Что за хрень этот буртик? Бочку деревянную с обручами, надеюсь, все видели? (хотя...:)
Обручи весьма тонкие, а вот представьте себе их толщиной сантиметра два-три. Так что буртик - это кольцевой выступ на какой-нибудь поверхности.

Уникальное ли явление эти раковины? Вот посмотрите наружную поверхность втулки цилиндра, поражённую этой хворью:

И сверху как раз хорошо видна канавка для уплотнительного резинового кольца. Какой же короед выжрал столь безжалостно металл? Не думаю, что все знают об этих проделках всего лишь пузырьков , наполненных паром, внутри охлаждающей жидкости. Явление это называется кавитацией. Красивое слово, не так ли?

В результате ударных нагрузок при вспышках внутри цилиндров, ходов поршня, удары от которых также передаются жидкости плюс завихрениях самой жидкости в непростой конфигурации полости охлаждения, при определённых давлениях и температурах в ней возникают мириады пузырьков, которые, схлопываясь, создают свои ударные волны и в итоге этих микроударов вырываются частицы металла.

Как правило, страдают втулки, но иногда достаётся и блокам.

На схеме: 1- втулка; 3- буртики; 5 - уплотнительные кольца. Там, где цифры 3 и 5 находится охлаждающая вода. Красным я пометил места. где образовались раковины и вода стала сочиться в картер.

Раковины я заделываю специальной массой, называемой "холодная сварка". Пока она мягкая, ей можно придавать любую форму, и я тщательно воспроизвожу кривизну поверхности буртика, чтобы резиновое кольцо плотно прилегало к нему на всём протяжении. Если я сделаю это плохо, после сборки течь может повториться, и трудно представить себе, что придётся услышать в свой адрес от участников нашего "пикника на обочине". :)
Ну, и авторитет, конечно, тяжко пострадает.

Вскоре мастика затвердевает и можно запрессовывать на место втулку. Поднимаем её талью и опускаем в колодец. Окончательно она садится на место с помощью той самой несколькосоткилограммовой крышки цилиндра. Её тоже вздымаем талью, насаживаем на шпильки и зажимаем гайками крепления с помощью ключа и трубы. Она давит на втулку и осаживает её вниз. Когда втулка заняла своё положение, можно залить воду в дизель, чтобы понять, стоит ли продолжать сборку.

Течи нет. Кто молодец? Я молодец!

Думаете, что делается дальше? Крышка снова снимается :), ведь надо теперь засунуть во втулку поршень с шатуном.
Поршень ставится так, как он стоял, та сторона, что была с правого борта и должна быть по правому борту. Поршень притирался ко втулке миллионами ходов вверх-вниз, и поменять его положение означает повышенный износ обеих деталей.

Теперь обжимаем крышку уже по-взрослому, с трубой, ломом и воплями "Рраз! Рраз!" для придания синхронности усилиям.
Далее - кто присоединяет к крышке коллекторы и все трубопроводы, кто обтягивает мотылевой подшипник, операция ответственная и не каждому доверяется. Регулируем зазоры в механизме привода клапанов, заполняем систему охлаждения до нормы.
Ну что, можно делать контрольный запуск. А всё равно некоторое волнение есть, ведь проверяли отсутствие течи мы на стоявшей машине, а теперь насос создаст в системе охлаждения добавочное давление, выдержит ли уплотнение?

Отлично получилось, это очень приятно. Во время моего последнего ремонта в Херсоне бригада из Измаила 3 (три) раза дёргала втулку, никак у них не получалось. На пацанов было жалко смотреть.

Теперь специально обученные люди (счастливчики!) должны вылизать все следы ремонта в виде разнообразной грязи, очистить и уложить по местам инструмент, а остальные отправятся ̶п̶и̶т̶ь̶ ̶в̶о̶д̶к̶у̶ отсыпаться, кроме вахты, конечно.

А вообще, механики могут не только ломом гайки крутить.
Это я написал, когда ремонты были в очень далёких и очень жарких краях:

Если ты не видал, как пылает тропической ночью
У форштевня планктон,
Млечный Путь за кормою творя –
Как тебе объяснить… Ну, не главное деньги, короче,
Почему,
вновь и вновь,
мы упрямо уходим в моря.

Если ты не слыхал, как средь воя и треска эфира
Женский голос дрожит, о любви и о ласке моля –
Как тебе объяснить, почему из лазурного мира
Всякий раз,
вновь и вновь,
нас к себе возвращает земля…

_____________________
Примерный перевод надписи с американского плаката:
"Можете побиться об заклад - я вернусь в море!"