Жажда среди океана воды

35K прочитали

    О "ревущих сороковых" широтах все пожалуй слыхали.  Шторма, кораблекрушения и прочие безобразия. А о  "конских" широтах слышать приходилось?

О "ревущих сороковых" широтах все пожалуй слыхали. Шторма, кораблекрушения и прочие безобразия. А о "конских" широтах слышать приходилось?

Меж тем, трагедий в этих местах происходило тоже предостаточно, хотя внешне здесь всё выглядело с точностью до наоборот. Это районы океана между 30 и 35 параллелями, где из-за особенностей атмосферных процессов почти всегда царит штиль. Старинные парусники могли болтаться здесь многими неделями, а то и месяцами. И на первый план выходил вопрос питьевой воды. Она хранилась в деревянных бочках и начинала протухать довольно быстро, тем более в жаркую погоду.

Где только не приходилось читать о зловонной, пахнущей тухлыми яйцами воде, которую приходилось употреблять морякам. Но и ей приходил конец. Вот тогда и избавлялись от лошадей, которых везли с собой. За борт их, - отсюда и это странное географическое название.
Хотя мне прямо сейчас пришла в голову мысль - известно ведь, что лошади весьма требовательны к качеству воды и абы какую пить не станут. Или если приспичит, то планка запросов снижается? Как и у людей во многих вопросах :)

Для сохранности воды в неё добавляли и уксус, и лимонный сок, позже фильтровали через калийную селитру, но всё это окончательно проблему решить не могло. Частично воду заменяли вином или более крепкими напитками, хотя тут я что-то не догоняю - уж явление утреннего сушняка мне отлично известно:)
Но и это не спасало, и даже сам великий Френсис Дрейк умер от поноса, как тогда называли дизентерию , вызванную дурной водой.

Кардинально проблема стала решаться лишь тогда, когда научились опреснять забортную воду. Сейчас используют самые различные физические принципы для этого, но я имел дело только с вакуумными опреснителями, о них пару слов и скажу. По большому счёту это всё тот же самогонный аппарат, где нужная жидкость получается из пара, а вся гадость остаётся в осадке.

Кто в школу ходил, тот знает, что на высоте 4500 метров над уровнем моря вода кипит при температуре 85 градусов Цельсия. Хрен ты тут яичко сваришь, закон такой - чем ниже давление - тем ниже температура кипения.

Для варки пищи это плохо, а для опреснения морской воды - очень хорошо! Ведь нашей главной заповедью остаётся одно - всё должно быть как можно дешевле, а желательно и бесплатно. И чтобы не тратить топливо на кипячение морской воды, придумали, как использовать тепло той воды, которая охлаждает двигатели и которое попусту расходуется на подогрев океана. А мы вот снизим давление внутри опреснителя и морская вода, нагревшаяся от охлаждающей дизель воды, закипит в теплообменнике хоть и при 60-ти градусах. А там - охлаждай эти пары в конденсаторе, да откачивай дистиллят в цистерну, всего и делов.

На самом деле это не так просто всё устроить, но зачем я буду грузить вас техническими деталями? Лучше расскажу, как это всё выглядело для нас.

Накипь на стенках чайника все видели? Так это питьевая вода, а если в нём кипятить морскую? Очень хорошо было бы добиться кипения в опреснителе градусов около сорока. Тогда накипи будет минимум. Но это нужно иметь могучий вакуум, на нашем старье такого не получалось. И тут ещё одна тонкость. Есть методы превращать этот дистиллят в питьевую воду, но очень хлопотно это, поэтому пьют и готовят пищу на нормальной воде, принятой с берега, а наваренную используют для мытья, стирки, приборок и т.п.

А теперь представьте, что все микробы и прочая живность, бывшая в морской воде, нагревавшейся всего до сорока градусов (а чтоб всё это передохло, как минимум сто нужно, а то и поболе) - благополучно поселится в цистерне мытьевой воды, а вы ею умываться будете, душ принимать, бельё нательное стирать - мало ли что случится. Поэтому её так же надо или хлорировать, или ультрафиолетом обрабатывать - короче, опять же, не всё так просто.

Ну, а раз мы варим воду при температуре градусов 60-70, то постепенно трубки греющей батареи испарителя забиваются отложениями. И надо опреснитель разбирать, несколько сот килограммовый теплообменник с помощью талей и ломов вытаскивать и накипь эту из 198-ми трубок удалять. Диаметр трубки - 13 мм. Заливали раствором ортофосфорной кислоты. Горы творогообразной массы на настиле, в трюме машины, а толку почти никакого.

Тогда берём электродрель, сварной наваривает на бронзовые прутки свёрла где-то на 12,5 и начинаем высверливать долбаный известняк. Главное - не сломать инструмент, он останется в трубке навечно. И не включать дрель, пока сверло не воткнётся в трубку. Иначе при малейшем эксцентриситете пруток изгибается почти под прямым углом и превращается в нечто вроде пропеллера со сверлом на конце. Кишки выпустит - и мявкнуть не успеешь.

После окончательной очистки и промывки изнутри всего агрегата, всё монтируется по местам. Главное - не допустить хоть мельчайшей неплотности, даже с комариный... нос, скажем. Иначе вакуума не видать и дистиллята тоже.

Ну, а потом пробный запуск, подбираются параметры, солемер показывает всё более низкое содержание соли, да и более надёжный прибор - язык, отмечает, что пошла пресная вода. Открываем кран на цистерну... и начинаем окончательную приборку, выгребая из закоулков весь этот белый шмурдяк.

Ещё одно романтическое морское приключение подошло к концу...