Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок

10 March

Зайдём издалека. Чем подводная лодка-ракетоносец лучше стационарной сухопутной пусковой установки, например, шахты, ? Тем, что местонахождение её противнику неизвестно и уничтожить её весьма затруднительно. А хочется. Здорово ведь - сперва лишить страну-жертву возможности нанести ответный удар, а уж после врезать по ней от души.

А у советских подводных лодок того периода была проблема: дальность полёта ракет не позволяла притаиться где-нибудь в глубине у своих берегов да и шарахнуть через полюс по супостату. Необходимо было приблизиться к его побережью, а для этого преодолеть гидроакустическую противолодочную систему США, сокращённо СОСУС.

Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок

И вот один из самых ценных агентов зловещего "Кэй-Джи-Би" во все времена американский уоррент-офицер Джон Энтони Уокер-младший, дежурный офицер связи штаба командующего подводным флотом США в атлантическом регионе, помимо, как пишут в американской статье, Ниагары секретных сведений, сообщил также информацию об обнаружении американцами советских подводных лодок по акустическим сигнатурам и опознанных в них шумах.

Вопрос уменьшения шумности встал во весь свой угрожающий рост. Что же шумит на атомных подводных лодках? В том числе и реактор, точнее не сам он, а прокачивающие теплоноситель циркуляционные насосы. Далее - турбозубчатый агрегат, - паровая турбина, соединённая с зубчатым редуктором. Шум шестерён - вещь весьма неприятная.

В борьбе с шумом механизмы лодки стали размещаться на амортизирующих фундаментах и объединяться в зональные блоки, которые изолировались от корпуса пневматическими амортизаторами, что в совокупности образовывало так называемую систему двухкаскадной шумо‑ и виброизоляции.

В новых типах реакторов применили конструктивные решения, обеспечивавшие возможность естественной циркуляции теплоносителя до трети от максимальной мощности, что практически исключало шум реактора в режиме подкрадывания, это уже немало.

Однако сочные мазки в акустический портрет лодки вносит и гребной винт. При несовершенной гидродинамической форме и грубой обработке поверхностей на больших скоростях вращения начинается явление кавитации - образуются пустоты-пузырьки, которые схлопываются и шумят.

Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок

Форма лопастей гребных винтов новых подводных лодок и до сих пор является большим секретом. Британская:

Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок

Американская:

Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок

А это один из потомков нашей"Варшавянки":

Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок

Не закрыто потому, что такие уже идут на экспорт, чего там прятать? Однако оцените форму. Просто ли создать такой винт? В те времена, о которых речь в статье, у нас необходимых станков не было. Но проблему надо было решать и опять КГБ пришёл на помощь. "Кровавая гэбня" не только бабу Леру Новодворскую прессовала, но решала и такие задачи.

В 1979 году была достигнута договорённость с представителем японской компании «Вако Коеки», уже 10 лет работавшего в СССР Хитори Кумагаи (он же Кадзуо Кумагаи). Ему сделали предложение, от которого он не смог отказаться. И принялся за работу.

К сделке была подключена "Тошиба", производившая специализированный девятикоординатный металлообрабатывающий центр MBP-110. Привлекли также норвежскую госкомпанию «Конгсберг Вапенфабрик» — те должны были поставлять сложные устройства NC2000 с числовым программным управлением (контроллеры для станков)

Вся изюминка в том, что поставка такой техники в соцстраны была категорически запрещена и наблюдал за выполнением этого запрета специальный орган - КОКОМ (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls) через который американцы следили, чтобы подобная техника не попадала на территорию СССР. Однако нашлись методы и против КОКОМа.

Японские бизнесмены подали в надзорные органы фальшивые сертификаты конечного пользователя. В них было сказано о продаже токарно-карусельных станков TDP 70/110 с двумя осями (шпинделями) для гражданского судостроения и конечный потребитель – один из судостроительных заводов Ленинграда. Норвежские контроллеры назвали запчастями. КОКОМ эти бумаги пропустил без замечаний.

К концу 1984 года все станки были смонтированы и заработали в полную силу. Советские атомные подводные лодки третьего поколения по шумности приблизились к американским атомоходам. А станки «Тошиба» с контроллерами «Конгсберг» работают до сих пор. Может, на них и ваяют винты для "Варшавянок" всех поколений.

Чем кончилась вся эта история? Американец Уокер получил от наших разведчиков за время своего сотрудничества порядка миллиона долларов.

Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок

Несмотря на предупреждения советских кураторов, его траты превышали реальные доходы. И он нехорошо расстался с женой Барбарой. ФБР уже присматривалось к скромному уоррент-офицеру с нескромными расходами, но в 1976 году он ушёл на пенсию и открыл детективное агенство. Более 17 лет Уокер предоставлял СССР высшие криптографические секреты, скомпрометировав как минимум один миллион секретных сообщений. Уйдя из военно-морского флота, он также завербовал в свою шпионскую сеть трех человек с допусками к системе безопасности: своего брата Артура, сына Майкла и своего хорошего друга Джерри Уитворта. Когда попытался привлечь и дочь, бывшая жена сдала его ФБР с потрохами. В 1985 году Уокер получил пожизненный срок и умер в заключении в 2014 году.

Майкл отсидел 15 лет, Артур также умер в тюрьме, Уитворт продолжает отбывать 365-летний тюремный срок. Барбара скончалась в 2019-м.

Американцам пришлось радикально совершенствовать основную «рабочую лошадь» своей гидроакустики — комплекс AN/BQQ-5, повышая его способность обнаруживать малошумные лодки, в том числе — с уровнем шумов ниже фонового шума океана. Стоило это многие сотни миллионов долларов.

А что же японец? Он ожидал крупного повышения за организацию столь выгодной сделки, но не получил ничего. Тогда его обуяла жажда мести. Несколько лет он пытался привлечь внимание властей к незаконной сделке, но от него отмахивались, как от надоедливой мухи. Тогда он со всеми доказательствами обратился напрямую в американское посольство. И машина завертелась. Полетели со своих должностей высокие лица в Тошибе, президент всей группы и глава совета директоров. Двух сотрудников, непосредственно курировавших проект, посадили в тюрьму. «Тошиба Машин» запретили на год торговать с социалистическими странами.

Норвежцы оставили себе в «Конгсберге» только военное производство, а остальные структуры ликвидировали.

А Кумагаи-сан был безжалостно уволен, как говорится, выставлен на мороз. В Японии свои понятия о корпоративной верности.

Возможны ли сейчас подобные истории? Готовя статью, наткнулся на такую интересную информацию - согласно требованию американского законодательства все современные и будущие модели ЧПУ-фрезеров высшего класса будут блокироваться при перемещении на новое место. Т.е. их местоположение позиционируется с помощью Джи-пи-эс навигации, при несанкционированном перемещении они просто блокируются и становятся неработоспособными. Кроме того, они снабжаются для этой цели инерционными датчиками и другой блокирующей начинкой. Можно ли всё это обойти при возникновении необходимости - время покажет.

Можно почитать вдобавок по истории борьбы с подводыми лодками:

Как охотились за подводными лодками
Как охотились за подводными лодками. Гидроакустика.
Подводная лодка обнаружена. Как с ней расправиться.

......................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь