Как горят военные корабли

39K прочитали

БПК "Отважный"
БПК "Отважный"

О тех возгораниях, в тушении которых я участвовал на гражданских судах, рассказано в другой статье . Пожары это были небольшие и справиться с ними удалось достаточно легко.

Во время военной службы ни в чём подобном принимать участие не довелось, хотя...

Тысячу раз доказано, что спусковым крючком большинства ЧП является человеческий фактор. Вот как это было в Алжире. Приезжаем утром на военно-морскую базу Мерс-эль-Кебир, где обучали местных моряков, а нам вежливо говорят: пока на катер не заходите.

Что за дела? Да у нас пожар тут был, на ухо шепчут местные. Причина проста - во всевозможных Наставлениях, Правилах эксплуатации, Руководствах по борьбе за живучесть, Уставах наконец, говорится: по окончанию работ выключайте переносное электрооборудование. Ан нет.

В посту предстартового контроля (ППК), узеньком отсеке от борта до борта, один алжирец положил включенную переносную лампу на сумку с резиновым химкомплектом. И все ушли, забыв про неё. Лампа на 27 вольт, но нагревается не хуже любой другой. Короче, вахта учуяла дым, когда в ППК уже невозможно было сунуться.

Но недаром я их учил пользоваться системами объёмного пожаротушения! Система ЖС - сжатым воздухом фреон из 80-литрового резервуара выдувается через специальные распылители в горящий отсек, превращаясь при этом в пары гораздо тяжелее воздуха. Они заполняют помещение, выжимая из него воздух и пламя задыхается без кислорода.

Ребята дунули от души, выпустив в небольшой отсек весь резервуар, которого бы хватило за глаза на целое машинное отделение. К счастью, всё кончилось благополучно для материальной части, только завоняли всё страшно, а как там с них шкуру спускали за это - мы так и не узнали.

А меж тем, надстройка ракетного катера была изготовлена из того же алюминиевого сплава, из которого были сделаны надстройки погибших БПК "Отважный", МРК "Муссон", эсминца "Шеффилд" и несть им числа. Уж он как возьмётся гореть, так возьмётся.

Я только-только стал старшим лейтенантом, когда произошла трагедия с "Отважным" 30 августа 1974 года.

В погребе, где располагались зенитные ракеты, неоднократно ложно срабатывала автоматическая система пожаротушения. Надоела, зараза, и её просто отключили. Но в тот страшный день по неизвестной причине сработал маршевый двигатель одной из ракет. Мичману Шупортяк (героев надо знать и помнить) надо было только нажать кнопку ручного запуска системы, но он наложил в штаны и бросился бежать, не сделав этого.

Несмотря на героическую борьбу экипажа и сил флота после ряда взрывов, жуткого пожара, затопления помещений и потери энергоснабжения, корабль пошёл ко дну.

Поднять его не было технической возможности и он был уничтожен на дне взрывом 113,6 тонн тротила.

Малый ракетный корабль "Муссон" был поражён ракетой, которая предназначалась служить мишенью для его зенитного комплекса, но вместо этого попала в корабль, пронзив почти всю надстройку вдоль. Несгоревшее топливо и окислитель вспыхнули и несмотря на отчаянные усилия людей через шесть часов выгоревший дотла корабль утонул.

Речь идёт о наших кораблях, потому что о них известны все подробности. Но это бывает и на других флотах. Английский "Шеффилд" так же сгорел и утонул после попадания аргентинской ракеты.

А вот описание пожара на атомном авианосце "Энтерпрайз"

 О тех возгораниях, в тушении которых я участвовал на гражданских судах, рассказано  в   другой статье . Пожары это были небольшие и справиться с ними удалось достаточно легко.-2

 О тех возгораниях, в тушении которых я участвовал на гражданских судах, рассказано  в   другой статье . Пожары это были небольшие и справиться с ними удалось достаточно легко.-3

Струя раскалённых газов готовившегося к взлёту самолёта попала на подвешенную под крылом другого штурмовика ракету. Ракета взорвалась, возник пожар. В течении 20 минут произошло множество взрывов боеприпасов, в том числе 8 пятисотфунтовых авиабомб.

Но это были не последние взрывы, выкашивавшие личный состав аварийных партий. Огонь распространялся. И только неимоверными усилиями моряков авианосца и подоспевших эсминцев с ним удалось справиться. Облегчило борьбу также то, что борьба происходила на бронированной полётной палубе и огонь не распространялся по отсекам корабля.

В итоге было уничтожено 15 самолётов, большое количество различного оборудования, в палубе и правом борту образовались пробоины до 4 метров в поперечнике.

Буквально на днях возник пожар на немецком корабле во время ракетной стрельбы.


А сколько погибло военных кораблей скажем, от воздействия штормов? Вот и выходит, что огонь остаётся более опасной стихией, чем вода...

P.S. Поскольку политикой Дзена является ограничение материалов, в которых описываются трагические происшествия, катастрофы, террористические акты, военные действия, военно-политические конфликты, разные виды насилия, теории заговора и другие публикации с языком вражды и ненависти, - о количестве жертв описываемых выше событий я не упоминаю. Но вы-то понимаете...