Как моряки попадают на суда и как они их покидают

Эти элементы жизни моряка не обойти никак, и сколь разнообразны они могут быть! Расскажу, как оно со мной было в первое десятилетие 21 века. Команда нашего буксира формировалась исключительно из севастопольцев и контора была в Севастополе. И менялись всей командой сразу.

Я уже рассказывал, как в Лас-Пальмасе капитан убывавшей команды забыл под подушкой билеты на всех . Потом уже они рассказывали, как были разбиты на группы и добирались домой самыми невообразимыми путями. Наш путь на Канары тоже был тернист. Во-первых, буксир советский и всё на нём советское. Нигде запчастей не раздобудешь. Поэтому нас нагрузили дополнительно разными шестерёнками, фильтрующими элементами маслофильтров и пр., а вишенкой служил всережимный регулятор главного двигателя весом около 80 кг. Его поместили в контейнер из ДСП и оборудовали специальными лямками, в которые были продеты две задние ножки от стула, они заодно со спинкой идут и из прочного дерева.

Таскали эту байду по очереди вчетвером. Сначала в вагон поезда Севастополь-Киев, потом в автобус на ж/д вокзале в Киеве и из автобуса в здание аэропорта Борисполь. Тут его сдали в багаж и вздохнули с облегчением. Потом был перелёт во Франкфурт-на-Майне. После пересадки я сидел у иллюминатора самолёта на Мадрид и смотрел, как загружают наш багаж. Усатые то ли турки, то ли югославы бодро зашвыривали в люк инвалидные коляски и прочее барахло. Дошла очередь и до нашей коробчонки. Какие у них были рожи и как они присели от неожиданности, решив вдвоем метнуть её в грузовой отсек. Кто ж знал, что там такой вес :)

В Мадриде часа через три пересели на самолёт до Канар. Там нас на выходе ждал автобус и тут же помчал в порт. Агенты - специальные люди, которые занимаются обеспечением таких переездов везде сработали чётко. Я потом расскажу о наших агентах.

С того контракта мы менялись в Дубае. Так вышло, что деньги целиком были выданы на руки. В Борисполе нас ждал заказанный автобус до Севастополя и два крепких автоматчика в чёрной униформе. По пути мы выходили только группой, один из них оставался у автобуса, другой с автоматом АКС74У сопровождал группу, поесть в придорожной харчевне, например. Народ был слегка в .... ну вы поняли. Но не сдуру же это делалось, значит, были прецеденты. Та поездка запомнилась мне ещё непрерывно, каждые полчаса звучавшей из динамиков автобуса песенкой по радио - "Я шаколядный заяц, я лясковый мерзавец..." Достал меня этот заяц тогда.

А как-то должны были меняться в Алиаге, это под Измиром в Турции. Из Севастополя вышли на челночном теплоходе до Стамбула. Сколько раз я на нём пересекал Чёрное море, когда сам был челноком в 90-е! В Стамбул судно приходило поутру, здесь уже ждал автобус. Мы перетащили вещи и отправились в путь. Впервые я видел Турцию, как она выглядит в глубинке, а не в прибрежных городах. Весь день мчались среди оливковых посадок и возделанных полей. Что меня сильно удивило - вместе с женщинами в цветастых шароварах на полях махали тяпками мужики в таких же количествах. Трудно вообразимая картина в нашем равноправном обществе.

Приехали в темноте, буксир к причалу не подошёл, так что коротали ночь в автобусе. С утра началась процедура перехода границы. На причал приехали пара таможенников в скверном расположении духа. А наш кок Дима, о котором я уже писал, как он ругался через иллюминатор с Нептуном, решил привезти с собой всякие травки. Для приготовления пищи, само собой. Но таможенники крайне возбудились. Кончилось это тем, что у него даже каблуки на туфлях поотрывали. Волчары.

Потом я стал работать на судах "река-море" различных одесских компаний. Замена практически всегда в российских портах. Один только раз, и опять всей командой, мы отправились в Белгород-Днестровский. Туда пригнали купленный в Калининграде "Рэйнбоу". Вот он на снимке вверху в те дни. В европейские порты такой хлам уже не пускают, а турки и арабы пока смотрят сквозь пальцы. А там же винища, в том Белгороде! Короче, в первый день калинингадская команда сдавать дела была не способна. Агент устроил нас в местной гостиничке, вполне пристойной.

Я поселился вместе с дедом. Перед сном он поразил меня тем, что начал делать себе в бедро укол. Оказалось - диабет в той стадии, когда без инъекций инсулина уже не обойтись. Он просил меня не выдавать его, да мне-то зачем? Кстати, уже через несколько месяцев случилось так, что по приходу из рейса в Ростов у него инсулин кончился и случился криз. Вызывали Скорую, как уж он отбоярился, я не знаю.

А обычно звонишь в Одессу, в компанию, говоришь, что к контракту готов. Если должность есть, то называют дату, когда приезжать в Одессу подписывать бумаги. Тут два варианта - можно из Одессы сразу отправиться в Ростов или Азов. Тогда надо брать всё, с чем появишься на судне. А может, судно ещё далеко, тогда, сделав все бумажные дела, возвращаешься домой и ждёшь звонка, когда отправляться прямиком в порт. Но и тут могут быть варианты :)

Приехал я в Одессу с вещичками. Все бумаги оформил, получил полукомбинезон, тёплую куртку, рабочую обувь. Мне кадровичка говорит - с вами поедет ещё матрос, он первый раз отправляется, уж пошефствуйте над ним, встретитесь на автовокзале. Ну, встретились, нормальный парень такой, весёлый, зовут Стас. Вот он, кстати, на фото в Турции:

Приезжаем утром в Ростов, вся ночь в автобусе плюс граница, две таможни, все удовольствия. Дозвонился до агента. Езжайте в Азов, говорит, но судна вашего нет. Там рядом с портом найдёте гостиничку такую-то, снимете номер и надо будет подождать. Я отвечаю, что мы как бэ не планировали оплачивать гостиницы. Денег-то у меня немного было на всякий случай, а Стас пустой, как барабан. Ну, что делать, нудит агент - это по телефону всё - я потом возмещу. Короче, четверо суток мы там прожили, один раз подъехал какой-то мотоциклист, привёз от агента деньги за два дня. Питались скудно, конечно.
Потом он позвонил и сообщил, что судно стало к такому-то причалу, а это неблизко, отправляйтесь туда на такси, на проходной должна быть судовая роль с вашими фамилиями. Короче, в лицо я этого козла так и не увидел.

И вообще, агента в Ростове видел только один раз, когда ехал на замену с капитаном, тут всё было чётко - встретили, привезли, переправили на судно на рейд, приятно вспомнить.

Когда же списываешься, то после сдачи дел сменщику ты уже не нужен никому и все проблемы - твои. Если он приехал во второй половине дня, пока то да сё, все автобусы уже ушли. Каюта уже занята и ночевать приходится в основном на диване в кают-компании. А с утра в путь!

Думаю, и у других моряков есть различные истории, как они на судно попадали или съезжали. Поделитесь, если не жалко :)