дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Как спасаются на море. Часть вторая

19 October 2018

Даже у Алена Бомбара, пересёкшего Атлантику на резиновоё лодке длиной 4,5 метра, имелась на борту ещё одна, совсем крошечная спасательная резиновая шлюпка. Помнится, такие у лётчиков морской авиации были, да и сейчас наверняка есть. Всё же в воде бултыхаться в спасательном жилете менее предпочтительно, чем лежать или сидеть в одноместной надувной лодочке.

В старые времена на кораблях и судах специальных спасательных шлюпок не было, нет их и на современных военных кораблях. Но были шлюпки или баркасы для различных нужд, людей ли перевезти на борт или на берег, или какие-нибудь грузы. Но при необходимости они использовались и как спасательные. Мореходность этих шлюпок была весьма высокой.

Вспомним историю капитана Уильяма Блая с мятежного корабля "Баунти". Мятежники высадили его и ещё 14 лояльных ему членов команды в баркас длиною 7 метров. Я не буду углубляться в подробности, но баркас под его руководством прошёл по океану 3618 миль (6701 км). Со временем появились специальные спасательные шлюпки, основной упор в конструкции был сделан на непотопляемость.

Видите вдоль бортов шлюпки как бы широкие скамьи? Они и могут служить скамьями, но вообще-то этот объем заполнен пенопластом или чем-то подобным. Даже если шлюпка будет заполнена водой полностью, она не утонет. Ранее, когда производство полимеров ещё не существовало, а шлюпки были металлические, непотопляемость им придавали воздушные ящики, склёпанные из тонких металлических листов.

Обратите внимание на свисающие сверху шкентели с мусингами, по ним можно спуститься в шлюпку с палубы. Шлюпки обычно висят на так называемых гравитационных шлюп-балках. Гравитация тут при том, что при отдаче стопоров балка вывалится под действием веса шлюпки, никакого специального привода не надо, что очень важно в аварийных обстоятельствах.

Одну только вещь перед спуском не следует забывать. Хотя шлюпка обычно накрыта специальным тентом, однако в результате осадков, усердной помывки надстроек из шлангов после приёма пылящих грузов или банальной конденсации, в шлюпке может скапливаться вода. Чтобы этого не происходило, в её дне имеются парочка отверстий, через которые вода сливается. В суматохе при спуске не стоит забывать их заткнуть специальными пробками, в расписании по спуску шлюпки эта обязанность отдельно вменяется одному из членов её команды. А то были случаи :) Когда же вода попрёт фонтаном из этих дырок, пробки найти становится затруднительно.

На фото мы видим вёсла. Не всегда здорово грести ими во время, когда накатывает волна. Поэтому часть шлюпок снабжалась гребными винтами, приводимыми во вращение вручную. Наверно, каждый видел фильмы, где показывают железнодорожную дрезину, несущуюся по рельсам и два человека, раскачивающихся на ней, наваливаясь на рычаги привода. Вот и на таких шлюпках шесть или больше таких рычагов, ласково называемых "Разлука".

Но техничекая мысль не стояла на месте. Шлюпки превратились в спасательные боты, оснащённые дизельным двигателем, закрытые от палящего солнца и накатывающих волн и даже снабжённые орошением, чтобы пересечь разлитое горящее топливо:

А как воспользоваться шлюпкой или ботом, когда в борт лупит жестокая волна или судно дало сильный крен? Пытливая техническая мысль решила и эту проблему с помощью вот такого устройства:

Ну, это небольшое судно, а бывает высота многоэтажного дома. Команда забирается внутрь, усаживается в кресла наподобие авиационных и накрепко пристёгивается ремнями и потом отключается удерживающее устройство. И полетели! Сидят лицом к корме бота, почему - понятно из следующего снимка:

Но например на военных кораблях не навешаешь спасательных шлюпок на всю команду, а иногда и размеры не позволяют. Там в ходу спасательные плоты. Во время войны это был пустотелый вытянутый металлический бублик с площадкой в середине для размещения людей:

Теперь же и на военных, и на гражданских судах плотики надувные, хранятся в свёрнутом состоянии в пластиковых цилиндрических контейнерах:

Сбросили за борт, дёрнули пусковой линь, воздух из баллона внутри поступает в полости плота, он надувется, сбрасывет эту белую оболочку и пожалуйста, вселяйтесь. Давление там хорошее, вспомните фильм "Особенности национальной охоты", как одного из алкашей-охотников зажало таким сработавшим плотом :)

Но он может расрыться и автоматически. На снимке видны круглые гидростаты из нержавейки. Когда судно, утопая, достигнет определённой глубины, гидростат сработает, разблокирует плот, тот начнёт всплывать. Линь натянется и в итоге опять же приведёт в действие пусковое устройство раскрытия. Видов этих плотов тоже большое количество, как по вместимости, так и по конструкции, вот один из них:

Внутри, как и в боте, запасы воды, пищи, средства сигнализации и даже удочки для ловли рыбы.

Большущий текст получился, а ведь ещё есть всплывающие спасательные камеры с подводных лодок и спасательные колоколы. Это тоже коллективные средства спасениия. Может, в комментариях кто-то остановится на них. А самое главное, сколько же людей удалось спасти с их помощью?...