Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как спасаются на море. Часть вторая

Даже у Алена Бомбара, пересёкшего Атлантику на резиновоё лодке длиной 4,5 метра, имелась на борту ещё одна, совсем крошечная спасательная резиновая шлюпка. Помнится, такие у лётчиков морской авиации были, да и сейчас наверняка есть. Всё же в воде бултыхаться в спасательном жилете менее предпочтительно, чем лежать или сидеть в одноместной надувной лодочке.

В старые времена на кораблях и судах специальных спасательных шлюпок не было, нет их и на современных военных кораблях. Но были шлюпки или баркасы для различных нужд, людей ли перевезти на борт или на берег, или какие-нибудь грузы. Но при необходимости они использовались и как спасательные. Мореходность этих шлюпок была весьма высокой.

Вспомним историю капитана Уильяма Блая с мятежного корабля "Баунти". Мятежники высадили его и ещё 14 лояльных ему членов команды в баркас длиною 7 метров. Я не буду углубляться в подробности, но баркас под его руководством прошёл по океану 3618 миль (6701 км). Со временем появились специальные спасательные шлюпки, основной упор в конструкции был сделан на непотопляемость.

Видите вдоль бортов шлюпки как бы широкие скамьи? Они и могут служить скамьями, но вообще-то этот объем заполнен пенопластом или чем-то подобным. Даже если шлюпка будет заполнена водой полностью, она не утонет. Ранее, когда производство полимеров ещё не существовало, а шлюпки были металлические, непотопляемость им придавали воздушные ящики, склёпанные из тонких металлических листов.

Обратите внимание на свисающие сверху шкентели с мусингами, по ним можно спуститься в шлюпку с палубы. Шлюпки обычно висят на так называемых гравитационных шлюп-балках. Гравитация тут при том, что при отдаче стопоров балка вывалится под действием веса шлюпки, никакого специального привода не надо, что очень важно в аварийных обстоятельствах.

Одну только вещь перед спуском не следует забывать. Хотя шлюпка обычно накрыта специальным тентом, однако в результате осадков, усердной помывки надстроек из шлангов после приёма пылящих грузов или банальной конденсации, в шлюпке может скапливаться вода. Чтобы этого не происходило, в её дне имеются парочка отверстий, через которые вода сливается. В суматохе при спуске не стоит забывать их заткнуть специальными пробками, в расписании по спуску шлюпки эта обязанность отдельно вменяется одному из членов её команды. А то были случаи :) Когда же вода попрёт фонтаном из этих дырок, пробки найти становится затруднительно.

На фото мы видим вёсла. Не всегда здорово грести ими во время, когда накатывает волна. Поэтому часть шлюпок снабжалась гребными винтами, приводимыми во вращение вручную. Наверно, каждый видел фильмы, где показывают железнодорожную дрезину, несущуюся по рельсам и два человека, раскачивающихся на ней, наваливаясь на рычаги привода. Вот и на таких шлюпках шесть или больше таких рычагов, ласково называемых "Разлука".

Но техничекая мысль не стояла на месте. Шлюпки превратились в спасательные боты, оснащённые дизельным двигателем, закрытые от палящего солнца и накатывающих волн и даже снабжённые орошением, чтобы пересечь разлитое горящее топливо:

-2

А как воспользоваться шлюпкой или ботом, когда в борт лупит жестокая волна или судно дало сильный крен? Пытливая техническая мысль решила и эту проблему с помощью вот такого устройства:

-3

Ну, это небольшое судно, а бывает высота многоэтажного дома. Команда забирается внутрь, усаживается в кресла наподобие авиационных и накрепко пристёгивается ремнями и потом отключается удерживающее устройство. И полетели! Сидят лицом к корме бота, почему - понятно из следующего снимка:

-4

Но например на военных кораблях не навешаешь спасательных шлюпок на всю команду, а иногда и размеры не позволяют. Там в ходу спасательные плоты. Во время войны это был пустотелый вытянутый металлический бублик с площадкой в середине для размещения людей:

-5

Теперь же и на военных, и на гражданских судах плотики надувные, хранятся в свёрнутом состоянии в пластиковых цилиндрических контейнерах:

-6

Сбросили за борт, дёрнули пусковой линь, воздух из баллона внутри поступает в полости плота, он надувется, сбрасывет эту белую оболочку и пожалуйста, вселяйтесь. Давление там хорошее, вспомните фильм "Особенности национальной охоты", как одного из алкашей-охотников зажало таким сработавшим плотом :)

Но он может расрыться и автоматически. На снимке видны круглые гидростаты из нержавейки. Когда судно, утопая, достигнет определённой глубины, гидростат сработает, разблокирует плот, тот начнёт всплывать. Линь натянется и в итоге опять же приведёт в действие пусковое устройство раскрытия. Видов этих плотов тоже большое количество, как по вместимости, так и по конструкции, вот один из них:

-7

Внутри, как и в боте, запасы воды, пищи, средства сигнализации и даже удочки для ловли рыбы.

Большущий текст получился, а ведь ещё есть всплывающие спасательные камеры с подводных лодок и спасательные колоколы. Это тоже коллективные средства спасениия. Может, в комментариях кто-то остановится на них. А самое главное, сколько же людей удалось спасти с их помощью?...

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
133 ДНЯ В ОТКРЫТОМ ОКЕАНЕ. НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ КИТАЙСКОГО МОРЯКА
Всем привет, друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ. Представьте себе: бескрайняя водная гладь до самого горизонта, ни единого корабля на горизонте и лишь одинокая фигура, балансирующая на обломках корабля. Именно в такой ситуации оказался китайский моряк Пун Лим, проведший 133 дня в открытом океане. Его история – это не просто рассказ о выживании, это настоящий гимн человеческому духу и силе воли. В то время как большинство людей не смогли бы продержаться и недели без пресной воды и пищи, Пун Лим нашел способ существовать в самых суровых условиях...
Макароны по-флотски. Торпедный залп.
Флибустьер -Юрий Росс Есть такой способ обучения – «делай, как я». Когда показывают, как надо.        Есть и такой – когда показывают, как не надо. Действует очень хорошо. Запоминается надолго. Единственный недостаток способа: он совершенно не даёт представления о том, как надо. А посему, куда ни глянь, все пробуют, экспериментируют, потом чешут в затылках... «а вот ещё пример, как не надо». Хотя стараются-то показать, как надо, но выходит наоборот, и тогда говорят: смотрите, вот так не надо. А как же тогда надо? Ну-ка, ещё раз… Опять не то! Тьфу...
Нужно утонуть, чтобы спастись
Итак, давайте начнём не с привычного повествования, а с предостережения: всё, что вы сейчас прочтёте — звучит как голливудский триллер. Но это не сценарий. Это история, в которую долгое время никто не верил. Даже те, кто по должности обязан был разбираться в таких делах. В основе — человек. Один. Не командир, не герой с орденами, не элита флота. А машинист. Младший по званию, спящий в торпедной трубе, случайно оказавшийся не в том месте, но точно в то время. Декабрь 1941 года. Средиземное море. Греческое побережье...
Документы, вакансии и контакты