Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как заставить броненосец двигаться

Вес двух машин броненосца "Бородино" составлял 496 тонн, суммарная мощность - 16 300 лс. А у меня на ракетном катере суммарная мощность трёх дизелей - около 19 300 при общем весе чуть больше 22 тонн.

Видели ли вы настоящую судовую паровую машину в действии? А я видел! Где-то четыре года мне было, а может, и три, но никак не больше. Чтобы добраться до европейской части страны из нашего залива Владимира, нужно было двое суток чапать до Владивостока на древнем пароходе "Кишинёв", а далее уже на поезде неделю.

В свежую погоду валяло его немилосердно, пассажиры укачивались и лежали по каютам, меня же качка не брала, - не тогда ли стало ясно, что быть мне моряком? Я бродил по судну под одобрительными взглядами команды и как-то оказался в машинном отделении.

Шум от паровой машины не идёт ни в какое сравнение с рёвом дизелей. В обширном помещении раздавались мерные вздохи, что-то шипело, внизу не быстро вращался сверкающий сталью коленчатый вал. Мне запомнились шатуны, сновавшие вверх-вниз и смазчик с маслёнкой, напоминавшей плоскую огородную лейку с длинным тонким носиком. Он ходил по специальным мосткам и поливал тонкой струйкой, как я теперь понимаю, разнообразные подшипники машины.

Мне не пришлось не только работать с паровыми машинами, но и изучать их. А ведь с ними связан большой срок в истории флота. Так что вот собрал, что нашёл, надеюсь смогу пересказать интересно :)

Вернёмся к броненосцу "Бородино".

Диаметр цилиндра высокого давления его машины составлял 1,14 м, среднего— 1,73 м, низкого— 1,9 м. Вот это размеры! Рабочее давление пара 19 атмосфер.

Откуда же брался этот пар? 20 котлов обеспечивали его производство. Сколько было кочегаров, я не нашёл, но на лайнере "Мавритания" с 25 котлами вместе с подносчиками угля - 446 человек.

Заглавный снимок постановочный, по-моему, но можно всё хорошо разглядеть. Снимок немецкий.А вот кусок текста, описывающий прорыв крейсера "Гебен" в Эгейское море:

Снова должны все, кто хоть сколь-нибудь может быть полезен, лезть в бункера и становиться к топкам. Там, в аду, выдерживают не больше двух часов.

Угольная пыль в бункерах попадает в нос и оседает в горле. При напряженной работе тяжело дышат легкие. В горле образуется угольная корка, которая вызывает мучительный раздражительный кашель, пыль попадает в глаза, которые от этого слезятся и горят.

Самоотверженно, молча, не покладая рук, стоят кочегары перед топками котлов, полуголые, в одних только брюках, они распахивают дверцы топок, разбрасывают уголь, ворошат, вынимают золу, подготавливают новые порции угля. Пот ручьями стекает по блестящим торсам. Пыл и жара, исходящие от котлов, обжигают кожу и опаляют волосы. Так работают люди в раскаленных помещениях. Здесь внизу решается наша судьба!

Все усиливающийся шум наполняет корабль, корпус переходит во все более быстрое и ритмичное дрожание, вращаются роторы турбин, стучат винты — завывая и ревя, вентиляторы сжимают воздух перед котлами — стоит оглушительный шум. "Гебен" мчится изо всех сил.

При такой форсировке котлов разрывы котельных трубок неизбежны. Четыре отважных героя, четыре славных товарища своей жизнью, работая в этом, аду заплатили за прорыв "Гебена", за осуществление наших планов.

А казалось бы, простая вещь - лепестковый респиратор.

Другой снимок:

-2

Пыль - вот главный бич при использовании угля. Когда вы видите густые клубы чёрного дыма над трубами кораблей того времени, то в основном они состоят из несгоревшей угольной пыли. И да, я помню поездки из Владивостока с паровозной тягой, особенно летом, когда приоткрывались окна вагонов :)

Когда я достиг определённого возраста, топить печь стало моей обязанностью. Совсем мелкий уголь в смеси с пылью горели плохо. Я заливал его через конфорки небольшим количеством воды. Он слипался, тогда я палкой проделывал в нём ряд отверстий и они позволяли кислороду проникать в толщу топлива. И тогда он горел очень даже неплохо. Но в корабельной топке это невозможно. Поэтому лучший уголь - так называемый грохотованный, откалиброванный под одинаковый размер.

Мучения с углём начинаются с погрузки. Это снимок погрузки на эскадре Рожественского в Дакаре:

-3

Кочегары. А знаете, почему они носили ботинки без шнурков? Чтобы при попадании в обувь горящего уголька из топки можно было её немедленно сбросить, не дожидаясь тяжёлого ожога. Работали с двойными рукавицами, из-за очень горячего инструмента. Поддерживать необходимое горение не такая простая вещь, как казалось бы. Вот их инструменты:

- Легкая лопата длиной 2,7м, используемая для удаления сгоревшей золы и шлака.
-«Дьявольский коготь» — инструмент, напоминающий грабли с двумя чугунными зубьями. Использовался для распределения угля на решетке, а так же разрыхления шлака.
-Кочегарные грабли (очень похожие на садовые) длиной 3м. Ими сгребали горячие угли и шлак. - Небольшая лопата, ласково прозванная «банджо». Это основной инструмент кочегара, с ее помощью в горловину котла забрасывали уголь.
- Длинные и короткие кочерги. Первые использовался для удаления шлака и золы с решеток в самых дальних участках бойлера, вторые для очистки решеток в преддверии топок. Небольшие кочерги часто использовались для разбивания больших кусков угля на более мелкие.

А куда шлак и золу девать? За сутки выгорает десятки тонн. Сначала выгребают горячий ещё шлак и остужают его. Здесь же, в котельном отделении, можно представить душок. Потом удалялся либо с помощью особых механических бадей, подымавших шлак наверх и далее за борт, либо специальными эжекторами, когда поток воды засасывал его в трубу и выбрасывал наружу.

Вентиляция уже применялась для наддува котельных помещений, чтобы улучшить тягу и процесс горения, но в тропиках от неё было мало радости. Много ещё можно было бы написать, но и так длинно получилось. Разве что добавить, что при гибели корабля в бою машинные команды в основном ждала печальная участь...

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Призрак Индийского океана: невероятная одиссея крейсера «Эмден»
В предгрозовые годы начала XX века, когда над Европой уже сгущались тучи большой войны, в далеких водах Тихого и Индийского океанов нес свою службу изящный силуэт германского легкого крейсера «Эмден». Названный в честь прусского города Эмден, этот корабль, спущенный на воду в 1908 году, не поражал воображение ни размерами, ни огневой мощью по сравнению с бронированными левиафанами той эпохи. Принадлежавший к типу «Дрезден», он имел водоизмещение около 4200 тонн, скорость чуть более 24 узлов и был...
Эскадренные броненосцы. Ошибка адмирала Макарова. «Петропавловск»
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи, Не наносите яростных ударов! Замрите со склоненной головой При звуках имени его: Макаров. (Исикава Такубоку ) Усиление германского флота и строительство Кильского канала, позволявшего флоту Германской империи маневрировать силами между Балтикой и Северным морем без участия Датских проливов, заставили Россию заняться усилением Балтийского флота. В 1890 году в порядке корректировки 20-летней судостроительной программы 1881 года была принята программа ускоренного развития Балтийского флота...
Забытый, но не потерянный. История открытия осадного колодца Тик-Кую
В Крыму неподалёку от города Бахчисарай находится затерянный во времени пещерный город Чуфут Кале, это средневековый город-крепость первые упоминания о котором появились в 1254 году где он именовался Кырк-Ер, что с крымскотатарского переводится как «сорок замков». Город появился на месте старинной византийской крепости основанной конце VI–VII в. по инициативе византийской администрации Крыма. На данный момент к сожалению, про данный период практически ничего не известно. Автору удалось там побывать во время путешествия по Крыму, и вдохновиться атмосферой этого места...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты