53 035 subscribers

Корабли, которые делятся пополам

47k full reads

И первым, конечно, стоит «Саратовскiй Ледоколъ». История достаточно известная тем, кто интересуется прошлым флота, но это не повод, чтобы оставить уникальное судно за рамками статьи, не все же такие эрудиты.

Корабли, которые делятся пополам

Мне нравятся физиономии, выглядывающие из-под брезента на баке судна :) А почему на ледоколе такая уйма народа? Если быть точным, ледокол мог вместить 40 человек в I и II классах, и 400 человек в III классе.

А всё потому, что ледокол этот был, если можно так выразиться, железнодорожный. Мостов-то через Волгу не было, а движение по Рязанско-Уральской дороге всё нарастало, переправа на баржах по паре вагонов никак не устраивала. Правление компании решило заказать в Англии мощный самоходный паром, который мог бы за рейс перевозить до 30 вагонов. А чтобы он мог работать в зимний период, подогнать ему в пару ледокол, который расчищал бы парому путь во льдах, а заодно перевозил пассажиров. Это был первый ледокол на реках России и первый паром такого типа.

Оба судна были изготовлены в 1895 году и прибыли в Петербург. Далее путь лежал через шлюзы и каналы Мариинской системы. К тому времени они неоднократно перестраивались, но всё равно ледокол при ширине в 10,9 метра втиснуться в них не мог. Только это было понятно ещё при размещении заказа, поэтому была предусмотрена возможность разделить его по длине на две части при том, что они оставались бы на плаву. А для этого по диаметральной плоскости судна установить водонепроницаемую переборку

Вот процесс разделения:

Корабли, которые делятся пополам

Но мы-то с вами понимаем, что эти половинки в отдельности никак не смогут сохранять остойчивость и обязательно сильно накренятся, а то и вообще перевернутся. Поэтому они были пришвартованы к специальным баржам, которые исполняли роль поддерживающих понтонов:

Корабли, которые делятся пополам

Вот в таком виде ледокол и проволокли через все узкости. Ха, могут сказать, а как же с паромом "Саратовская переправа", который имел ширину 57 футов, что уж никак не меньше 19 метров? Ну так его нашинковали вдоль на четыре части!

Корабли, которые делятся пополам

Есть такой красивый снимок:

Корабли, которые делятся пополам

Только это уже второй паром, построенный на Сормовском заводе в 1909 году под названием "Переправа вторая", его разбирать не было нужды.

Доля ледоколу досталась непростая, и потрудился, и поучаствовал в двух войнах, а в 1968 году тихо затонул у причала при невыясненных обстоятельствах. Так он выглядел после модернизации:

Корабли, которые делятся пополам

А так теперь:

Корабли, которые делятся пополам

Вон просвечивает его изогнутый борт. Последние годы были шевеления о его подъёме, проводились кое-какие работы и даже вроде бы именно в этом он должен снова появиться на водной поверхности. Что ж, будем надеяться.

А это вроде бы два похожих судна пришвартованы к причалу один лагом (бортом), а другой кормой:

Корабли, которые делятся пополам

На самом деле это одно судно, половинки которого подобно ножницам могут раздвигаться на 65 градусов. Так оно выглядит с кормы в сложенном состоянии:

Корабли, которые делятся пополам

Называется Bottsand и есть у него братец по имени Eversand. Служат они в ФРГ для сбора с поверхности моря разлившихся нефтепродуктов. Вот одно из них за работой:

Корабли, которые делятся пополам

Очень интересно было бы узнать, как оно при этом управляется. Подумал сначала, что азиподы стоят, но вики пишет, что они появились только в 1990 году, а суда эти построены в 1985 и 88 годах. Так что скорее всего крыльчатые движители применены. Я уже писал и том и о другом. А в "сложенном" виде судно как судно:

Корабли, которые делятся пополам

Как и грунтоотвозные самоходные баржи (или шаландами их называют), которые тоже раскладываются, только не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости. Углубляет землечерпалка например фарватер, а вынутый грунт надо же куда-то отвозить :

Корабли, которые делятся пополам

Чтобы не привлекать технику ещё и для выгрузки этого ила, строят саморазгружающиеся баржи, они же шаланды. В определённом квадрате моря, предназначенном для сброса грунта, баржа как бы раскалывается пополам по всей длине и в открывшуюся щель грунт уходит на дно. Так это выглядит издали:

Корабли, которые делятся пополам

А это вид с мостика баржи:

Корабли, которые делятся пополам

Нос в приоткрытом состоянии:

Корабли, которые делятся пополам

Утонуть она не может, потому что борта у неё двойные, в этих герметичных объёмах находится воздух. Я имел дело с ними, когда работал на буксире. Одну мы оттащили из Гамбурга в Лиссабон, а другую из Катара в Италию.

Ну, а поперёк суда делятся, есть такие? Есть, и это опять ледокол :)

Вид сверху:

Корабли, которые делятся пополам

Построен в Финляндии для работы на озёрах зимой. Летом это обычный буксир-толкач, а зимой к его носу приставляется вторая половина, представляющая собой отдельный дизель-электроход:

Корабли, которые делятся пополам

Его энергетическая установка управляется дистанционно с мостика буксира. В такой сборке ледокол способен ломать льды толщиной до 70 сантиметров.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Вот тут об азиподах рассказывается. И не только:

Можно ли задним ходом пересечь океан?

И о печальном: Корабли, которых у нас уже не будет никогда

..........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь