Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России

71k full reads
85k story viewsUnique page visitors
71k read the story to the endThat's 83% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России

Копал-копал сейчас - так и не раскопал ни одного действующего судна такого возраста за рубежом, исключая несколько учебных парусников.

Как же удалось не сгнить за сто с лишним лет судну-носителю подводных аппаратов "Коммуна", которое по привычке называют судном-спасателем?Дата его ввода в строй видна на табличке, а спущено на воду оно было ещё в 1913 году.

А знаете, что самое интересное в написании подобных текстов? Это поиск в источниках и восхищение фантазией пишущих на казалось бы сугубо техническую тему. Ну вот по поводу металла корпуса "Коммуны". Оказывается, листы металла отвозились на белорусские болота (вариант - карельские) и там вымачивались (сроки разные, максимальный - 25 лет). Болотные газы проникали в металл и придали ему невиданные антикоррозионные свойства.

Представляю себе вереницы телег, влекущие более тысячи тонн проката (водоизмещение было 3000, но вычтем надстройку и начинку судна) к болотам и технологию удержания металла от погружения в трясину. Продвинутые люди могут сказать, что узкоколейку могли проложить. А как же для такого уникального и бесценного судна на что только не пойдёшь! Гражданин Прокопенко с РЕН-тв нервно потирает свои ладошки...

А вот перл РИА-Новости Крым: Получить одновременно тягучую и крепкую сталь российским мастерам удалось методом воронения (оксидирования).

Т.е., стоит сталь покрыть плёнкой оксида и она тут же станет тягучей. И крепкой, само собой. Как при этом тягучесть связана со стойкостью к коррозии, известно только автору.

Года четыре назад образец этого металла исследовался специалистам подмосковного предприятия «Композит», испытывающего сплавы для космической отрасли. Установлено, что по химическому составу, механическим свойствам, структуре и коррозийной стойкости сталь относится к низкоуглеродистым… Высокие эксплуатационные свойства корпуса судна обусловлены наличием труднорастворимой плотной оксидной пленки, обладающей высокими адгезионными свойствами к металлу.

В другом месте я нашёл следующее: "В мае 1912 года Главное управление кораблестроения Морского министерства заключило с заводом контракт, который предусматривал строительство судна согласно стандарту, принятому в России для военных кораблей. В частности, материалом корпуса была (и это оговаривалось в контракте) смит-мартеновская марка стали. Распространенные сегодня легенды о якобы особой, "путиловской", стали, обеспечившей судну такую феноменальную живучесть, не имеют оснований - военный корабль строился согласно утвержденным Морским министерством нормам и правилам."

И это всё о металле "Коммуны".

Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России

В начале века шло бурное развитие подводного флота, несовершенные лодки из-за недостаточного опыта эксплуатации частенько тонули. Идею строительства специализированного спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки Сибирской флотилии «Кефаль» В. А. Меркушов. А натолкнули его на такую мысль данные о подобном судне в Германии.

И уже в 1912 году контракт на его постройку получило Общество путиловских заводов. Что характерно, одним из условий было изготовление судна из отечественных материалов и комплектующих. В частности, двигатели:

Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России

Каких-то сто лет прошло и вот мы уже ставим на новейшие боевые корабли дизели китайские, выходящие из строя ещё до начала нормальной эксплуатации. Ох уж этот дремучий царизм!

"Коммуна" тогда была никакая не "Коммуна", судно было при рождении наречено "Волховъ", бутылку шампанского разбила о его корпус великая княжна Мария. Менее, чем через пять лет её не стало, а крестник жив до сих пор.

Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России

Пишут, что пройдя по стапелю полпути к воде, он остановился в раздумье и простоял так полтора часа. А потом самостоятельно вновь двинулся к морю.

Катамаран мог поднять со дна груз весом в 1000 тонн. Уже летом 1917 года им была поднята затонувшая с открытым рубочным люком лодка АГ-15. Вот такая:

Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России

А уже в начале октября - затонувшая лодка "Единорогъ". И пошло дело...

В 1922 году судно переименовали и имя "Коммуна" оно носит до сих пор. А вот интересный момент. На заглавном фото на табличке 1915 года указан город Петроград, т. е. переименование произошло ещё при царе, потомке Петра. Сильно тогда немецкий дух недолюбливали. А почему его теперь опять называют зубодробительным Санкт-Петербург, я не знаю. Петроград по-моему куда приятнее.

За свою долгую жизнь "Коммуна" подняла более сотни различных кораблей, лодок, катеров, самолётов и других объектов. Особенно много было работы во время войн. В 1954 году прошла большой ремонт. Двигатели, кстати, поставили голландские. Потом были и другие ремонты, менялась начинка, но корпус оставался нерушимым. Где-то на нём , среди тысяч и тысяч заклёпок скрывалась одна золотая , побуждавшая матросов усердно сдирать старую краску при ремонтах, но её никто так и не нашёл :)

Потом "Коммуну перевели с Балтики в Севастополь. Лодки сейчас стали крупнее, поднять их ей будет не по силам и она стала носителем погружаемых аппаратов. Глубоководный аппарат АС-28 "Приз" может погружаться на глубину до километра и поднять на поверхность до 20 человек из затонувшей лодки. Главное - удачно пристыковаться. Его экипаж состоит из пяти человек.

Много можно написать об истории уникального корабля, но это уже будет целая книга. Главное, что ветеран до сих пор в строю и готов протянуть руку помощи всем, кто в ней нуждается.

Фото из интернета и журнала севастопольского фотоблогера Сергея Анашкевича.