О буксирах - совсем непростых судах

11K прочитали

Начнём с того, что первый буксир с механическим двигателем появился раньше первого пассажирского парохода!

В 1802 году в Британии проходили испытания небольшого буксира "Шарлотта Дандас", построенного У. Саймингтоном. Он успешно протащил по каналу две баржи на расстояние 18 миль. Интересным моментом здесь является то, что на испытаниях присутствовал американец Роберт Фултон, в сентябре 1807 года отправивший в первый рейс по Гудзону пароход "Клермонт" собственной конструкции.
Как знать, не натолкнуло ли Фултона на мысль о его создании испытание скромного английского буксирчика мощностью 10 лошадиных сил?

Если учесть, что во времена парусного флота безветрие застигало корабли в самый неподходящий момент, буксиры с механическим двигателем были весьма востребованы. А вообще существует масса областей их применения там, где обычные транспортные суда не справятся. Ведь они изначально проектируются, чтобы перемещать самого себя и хотя тоже могут отбуксировать другое судно, но в целом для этого не предназначены.

У буксира по сравнению с обычным судном гораздо больше удельная мощность. Но эта мощность тратится не на достижение высокой скорости, а на создание мощного тягового усилия и упора. Поэтому его винты обычно большого диаметра и способны отбрасывать большие массы воды. Они должны раполагаться поглубже, поэтому буксиры зачастую такие пузатенькие, с большой осадкой. И буксир должен обладать гораздо большей манёвренностью, чем обычное транспортное судно. Кстати, именно исходя из этого, буксирное устройство размещается не на корме, а ближе к его центру тяжести.

Как бы не был прочен буксирный конец (или трос по-другому) порвать его очень просто, если учитывать те мощности и массы, которые на него воздействуют. Как мы рвали тросы на буксире "Ахтиар"? Вот таком, я на нём Атлантический океан от мыса Доброй Надежды до Южной и Северной Америк раз восемь пересекал, а Индийский и побольше

Начнём с того, что первый буксир с механическим двигателем появился раньше первого пассажирского парохода!

Вообще, он строился как буксир-спасатель, но попав в частные руки после развала СССР использовался для очень дальних буксировок всевозможных объектов, от землечерпалок и плавдоков до судов, предназначенных на металлолом.

Обычно в океане мы потравливали буксирный трос где-то на 750 метров. Он при этом провисает дугой и хорошо амортизирует рывки, создаваемые волнами. Но при сильном шторме и этого не хватает, и как-то как раз в районе упомянутого уже мыса, славящегося штормовой погодой, он лопнул. Можно ли как-то противостоять этому? Можно: на буксирных лебёдках предусмотрен режим работы, при котором когда натяжение троса достигаетнекоторой заданной величины, трос автоматически потравливается и создаёт определённую слабину.

Но раз потравился, два, три, а потом вытравился весь. Ну и ... Другой раз, после остановки по какой-то надобности вблизи Мадагаскара, старпом, стоявший на вахте, дал слишком резкий ход - дзынь, и трос с руку толщиной лопнул, как нитка. Поэтому ещё одной особенностью буксира является его способной давать самый малый ход, чтобы натяжение происходило постепенно, при этом трос непрерывно потравливается, тут важна согласованность действий боцмана на лебёдке и судоводителя на мостике.

Наш буксир был дизель-электроходом, поэтому мог начинать движение с нескольких оборотов винта в минуту, тем не менее, трос удалось таки порвать. Тут есть несколько вариантов.

Если трос лопнул рядом с буксируемым объектом, то это большая удача. Мы его выберем лебёдкой на буксир и снова разделаем место разрыва. Последнее время применяли вариант г

Начнём с того, что первый буксир с механическим двигателем появился раньше первого пассажирского парохода!-2

Концы проволок загибаются, а потом конус заливается эпоксидным составом. После застывания снова заводим буксирный конец на буксируемое судно.

Если разрыв наоборот, рядом с буксиром, то возникает проблема подъёма троса, предстаьте себе, что с носа объекта уходит вертикально в глубины океана толстенный трос длиной метров семьсот, его ведь поднять надо, а значит, приблизиться к колыхающейся на волнах туше огромного судна и захватив верхний конец троса, который обычно крепится к двум якорным цепям, вытащить его к себе на кормовую палубу, отсоединить от цепей, завести на лебёдку и вытянуть весь трос. Это всё очень тяжело физически и опасно столкновением с объектом.

А хуже всего, когда разрыв где-то посередине, что как раз и произошло возле Мадагаскара. Надо будет выполнить работы по первому варианту, потом по второму, потом выбрать из трюма запасной трос и завести его на лебёдку, после чего восстановить полностью связь с объектом и ооочень осторожно снова начать движение. Много добрых слов было сказано тогда палубной командой о старпоме.

А это наш буксир в заливе Гуанабара, на берегу которого расположен Рио-де-Жанейро, ещё плёночный снимок:

Начнём с того, что первый буксир с механическим двигателем появился раньше первого пассажирского парохода!-3

А это цапли на нашем борту, отдыхающие после воровства рыбы из сетей:

Начнём с того, что первый буксир с механическим двигателем появился раньше первого пассажирского парохода!-4

На реках конечно проще, сейчас почти всегда объекты перемещают методом толкания, никакой возни с буксирными тросами, ну разве что опять какой-нибудь негабаритный груз вроде плотов или дока. Но вот баржу с минеральными удобрениями протолкали в Таганрогский залив, дальше её путь по Чёрному морю в город Николаев.

За дело берётся другой буксир, на котором я работал, древний "Вал", бывший "Дмитрий Донской". Тут и трос потоньше и покороче, и вес баржи, но проблемы тоже имеются. Баржи в основном довольно убитые, с нарушенной геометрией корпуса, очень часто они начинают отчаянно вилять из стороны в сторону, что создаёт дополнительную нагрузку, ведь иногда она идёт боком к курсу градусов по тридцать. А проходить с такой цацей Керченский пролив - то отдельная песня.

На этом буксире мы трос не рвали ни разу, зато на Южном Буге хорошенько намотали его на винт. Рагрузились в Николаеве и спускались по течению к глинозёмному заводу под загрузку алюминиевым концетратом. И вот как-то оно получилось, я-то в машине был как раз и подробностей не видел. Только левый дизель вдруг глохнуть начал :) Потом разобрались , в чём дело. Стали на якорь, вызывали водолазов из Одессы, большая непрятность была, но без поломок обошлись, повезло.

О работе на буксирах и людях, на них работающих, я уже писал несколько раз, почитайте, вряд ли где ещё найдёте:

Каково оно - работать на буксирах?

Как я на буксире в США побывал.

Как я на буксире в США побывал. Окончание.

Как мы сели на мель в африканской бухте с грузинским названием

Как мы с индийскими пиратами повстречались

Как мы в Аденском заливе терпящих бедствие спасали

..................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь