О еде на флоте

Что здесь происходит и почему присутствующие отдают честь? О, это не рядовой момент во флотской жизни! Командир корабля проверяет качество приготовленной пищи. Вот как это описывается в "Цусиме":

"...Здоровенный кок, держа перед собой поднос, вышел из камбуза и, сопровождаемый боцманом, направился на передний мостик... Из ходовой рубки появился сам командир и, выслушав доклад от старшего офицера, принялся за пробу. Ел неторопливо, со вкусом, долго. Кок, держа перед ним поднос, застыл в каменной позе. А остальные трое, глядя на главу судна, отдавали ему честь.

Капитан 1-го ранга Юнг, положив ложку на поднос, тщательно вытер усы и сказал ласково: — "Суп хорош. Только в следующий раз прибавь перцу. Чуть-чуть побольше".

— "Есть, ваше высокоблагородие", — ответил кок. После командира, соблюдая очередь по чинам, принялись за пробу остальные. Хлебали той же ложкой, вытирали усы той же салфеткой. Такая процедура повторялась каждый день..."

Снимок вроде бы подтверждает написанное баталером Новиковым в начале, но действительно ли проверяющие дохлёбывали пробу одной ложкой из одной тарелки? Ну, не знаю, оставим это на его совести.

В моё время проверяли качество приготовленной пищи дежурный по кораблю и начальник медчасти. Потом через определённые промежутки времени по корабельной трансляции звучали команды:

"Команде руки мыть!" "Бачковым накрыть столы!"
"Команде обедать!"

Кто такие бачковые?

В статье 422 Корабельного устава говорится, что на кораблях, где нет специальной столовой, пищу принимают в жилых помещениях, а если есть возможность, то и на верхней палубе. И далее - "Старший за каждым столом назначает бачковыми по очереди всех столующихся из бачка для сбора стола, получения пищи на камбузе, уборки его и мытья посуды".

Вот древний снимок с моей корабельной практики в Атлантическом океане. Раскладной стол на палубе. Я - бачковой, крайний слева, разливаю борщ.

Источником пищи на море всегда был и остаётся камбуз, а его повелителем - кок. Хотя это гордое звание всё чаще заменяется неромантичным словечком повар.

Помните у Джека Лондона описание жалкой каморки камбуза с угольной печкой и коком грязнулей "сэром" Магриджем, потчевавшим команду своей гнусной стряпнёй?

Теперь коки - прошедшие специальное обучение люди, подвергаемые самому строгому медицинскому контролю, а камбузы блещут чистотой. Пища давно готовится на электроплитах. Какой злейший враг кока в море? Правильно, качка. Чтобы противостоять ей, некоторые плиты делаются с утопленными конфорками:

На снимке мы видим только верхнюю часть кастрюль, снабжённых выступающим пояском по окружности. Да и кастрюли делаются вытянутыми по вертикали, чтобы не так плескалось содержимое. Кстати, именно такая плита , ПКЭ-25, устанавливалась на ракетных катерах, где мне довелось служить. А другие плиты снабжаются специальными ограждениями:

А вот скажем, котлеты поджарить, чтобы они не выпрыгнули из сковородки - большое искусство. Впрочем, опытный кок постарается выбрать такое меню, чтобы приготовленные блюда не скакали по всему камбузу:)

Современный камбуз может выглядеть вот так:

Но я лично таких не видел, поскольку работал хоть и недавно, но на старых судах советской ещё постройки.

Вот наш кок Захарыч на камбузе жабодава "Рэйнбоу". А котика Рыжика я прифотошопил. Про него будет отдельный рассказ с грустным, увы, концом.

Должность кока на судне не из самых лёгких, но имеющая важное значение. От того, что появляется на столах, зависит и настроение команды, и её работоспособность, да вообще, моральный климат.

Рабочий день кока растянут с раннего утра до вечера, на камбузе он находится зачастую в одиночестве, болеть - непозволительная роскошь, кто же будет людей кормить? Надо быть очень осторожным, чтобы во время качки не нанести себе увечье острыми ножами или у раскалённой плиты. И в общем-то характер иметь достаточно дружелюбный, кому охота, придя пообедать, видеть день за днём злобную физиономию в окошке раздачи?

Зато хороший во всех отношениях кок и пользуется всеобщим уважением, и любой постарается ему помочь при необходимости. И помните, что на гражданских судах достаточное количество коков-женщин, со всеми присущими им достоинствами и недостатками:))

Мы познакомились с началом короткого пути пищи на судне. О его конце - в следующий раз, подписывайтесь :)